Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году

Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году

Повышение зарплаты с 1 октября 2021 года коснулось чиновников, военнослужащих и других силовиков — денежное довольствие выросло на 3,7%. Дополнительно разработали документ, который изменит всю систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Прошло очередное повышение заработной платы бюджетникам в 2021 году — с 01.10.2021 на 3,7% выросли оклады:

  • у государственных чиновников;
  • прокуроров;
  • военнослужащих;
  • сотрудников полиции;
  • сотрудников ФСИН;
  • пожарных;
  • таможенников;
  • сотрудников федеральной фельдъегерской связи;
  • сотрудников бюджетных организаций, не упомянутых в майских указах Владимира Путина.

Медикам и педагогам и другим сотрудникам, которых включили в майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам в 2021 году, индексацию провели раньше — 01.01.2021, поэтому прибавку в октябре они не получили.

Госдума изменила систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

В прошлом году внесли поправки в статью 144 Трудового кодекса РФ и наделили правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим. Теперь правительство разработало и внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект с поправками в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ об увеличении доли должностного оклада в структуре денежного содержания государственных гражданских служащих. Чиновники собираются пересмотреть порядок стимулирования государственных служащих и изменить правила назначения и выплат премий. Благодаря этому, премирование начнут применять не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и за добросовестное исполнение должностных обязанностей. Все последние новости об индексации заработной платы бюджетникам в 2021 году по старым правилам еще не учитывают этих изменений.

Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Но повышение окладов госслужащим в 2021 году или с 1 января этим законопроектом не предусмотрено. Поправки вступят в силу с 01.01.2022 после их утверждения парламентом и подписания президентом.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.

Индексация окладов с 01.10.2021 и в 2022-2023 годах

  • в 2022 году — на 6,1%;
  • в 2022 году — на 6,5%;
  • в 2023 году — на 6,3%.

Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.

Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2021 года, Татьяна Голикова сообщила, кому прибавят зарплату с 1 октября 2021 года, — тем, кто не попал под действие президентского указа на 3,7%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:

  • недопустимо включать в состав МРОТ надбавки, доплаты, коэффициенты;
  • для медиков доля выплат по окладам в структуре заработной платы должна составлять не ниже 55%;
  • для работников культуры тот же показатель — не ниже 50%;
  • при определении размеров заработной платы работающим в дошкольных образовательных учреждениях следует пользоваться методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и показателями эффективности, утвержденными приказом Минобрнауки России № 73н от 13.12.2018.

Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение ЗП бюджетникам в 2021 году, пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5-10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.

Кто такие госслужащие и бюджетники

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Читайте так же:
Ак уменьшить зарплату директору

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.

Врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ

Считать от МРОТ

На минувшей неделе правительство озадачило сразу четыре министерства (Минпрос, Минфин, Минтруд и Минэконом) распоряжением — срочно, к 21 марта подготовить реформу оплаты труда учителей. «Огонек» разбирался, зачем это понадобилось и что получится в результате.

Теперь все достижения педагогов фиксируются в цифровой системе управления образованием. Она же будет и рассчитывать зарплату

Теперь все достижения педагогов фиксируются в цифровой системе управления образованием. Она же будет и рассчитывать зарплату

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Теперь все достижения педагогов фиксируются в цифровой системе управления образованием. Она же будет и рассчитывать зарплату

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

21 декабря, через четыре дня после ежегодной пресс-конференции президента, глава российского правительства Михаил Мишустин отдал распоряжение четырем министрам подготовить предложения по совершенствованию оплаты труда педагогов.

На пресс-конференции Владимир Путин сказал, что учитель высшей категории в сельской местности не может получать столько же, сколько и уборщица. И объяснил, почему так получилось:

«Ранее было принято решение, что МРОТ не может быть меньше прожиточного минимума, а эту шкалу сдвинули. МРОТ приподняли, а уборщица не может получать меньше, и ее зарплату приподняли. Надо было одновременно приподнимать и уровень заработной платы для других категорий, а этого не было сделано из-за бюджетных ограничений. Но это государству надо будет сделать, придется сделать все равно. Я хочу обратить внимание правительства, что такая ситуация не может быть признана нормальной» (цит. по kremlin.ru).

И Михаил Мишустин отдает распоряжение (сайт government.ru): «Минпросвещения России (С.С. Кравцову), Минтруду России (А.О. Котякову), Минфину России (А.Г. Силуанову), Минэкономразвития России (М.Г. Решетникову):

Каких перемен следует ожидать в системе оплаты труда учителей

Представить в правительство России предложения по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников с учетом установления минимального размера оплаты труда на уровне не ниже величины прожиточного минимума. Срок — 1 марта 2021 года».

Прожиточный минимум во II квартале был определен правительством в 12 392 рубля (для работающих граждан; на III и IV кварталы минимум не установлен). И зарплата педагога не может быть ниже этой суммы. Будет ли она больше, пока не обсуждается, все говорят теперь об этом самом МРОТ, или о «прожминимуме».

В том числе и Министерство просвещения на вопрос «Огонька», как изменится оплата труда учителей, ответило следующим образом: «Особое внимание будет уделено недопустимости определения ставки (оклада), не превышающей МРОТ» (полностью ответ публикуется).

То есть 12 392 рубля в месяц — это допустимая оплата учительской ставки за 18 уроков в неделю?

До мышей

Вопрос об учительских зарплатах связан с отношением государства к своим служащим. Было время, армейские и милицейские офицеры жаловались, что им плохо платят. Теперь таких жалоб не слышно, у всех силовиков (включая ФСБ, ФСО, прокуратуру, Следственный комитет и т.д.) и хорошие оклады, и досрочные немаленькие пенсии, и множество других привилегий, вплоть до поступления их детей в вузы вне конкурса.

Читайте так же:
Размер зарплаты судьи областного суда

Тут уместно вспомнить указ президента Бориса Ельцина № 1 от 11 июля 1991 года «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР»:

«Довести размер средних ставок и должностных окладов учителей и других педагогических работников до уровня не ниже средней заработной платы в промышленности РСФСР; учебно-вспомогательного обслуживающего персонала — средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности РСФСР».

В 1991 году средняя зарплата по промышленности РСФСР была самой высокой из всех отраслей и составляла 538 рублей в месяц, в целом по стране — 412 рублей. Причем разница в зарплатах ИТР и рабочих была небольшой.

Я был тогда корреспондентом «Учительской газеты» и помню бурное ликование педагогической братии. Наконец-то работу учителя оценили! Справедливости ради скажем, этот указ так никогда и не был выполнен. Вскоре случился путч 18 августа, потом развалился СССР, в России, как и в других республиках, включили печатные станки. Об обещаниях педагогам забыли.

Но на разницу в постановке целей нельзя не обратить внимание. В 1991-м говорили о зарплате учителей на уровне средней в промышленности. Тридцать лет спустя, в 2020 году,— о зарплате не ниже МРОТ…

С 2006 года у нас говорят (от ток-шоу по телевизору до четких формулировок в нацпроектах) о том, что надо довести доходы учителей до уровня средней зарплаты по региону. И меряют уже не по уровню зарплат в промышленности — эта планка слишком высока. Удобнее пользоваться неопределенной средней зарплатой по региону, которая выводится недрогнувшей статистической рукой из доходов и чиновников, и нефтяников (где они есть), и врачей, и рабочих, и нянечек в детском саду. Этим упражнениям скоро будет 14 лет. А сколько раз за то время перекраивали систему оплаты учительского труда! То вводили показатели эффективности. То устанавливали базовый оклад и всякие премиальные надбавки. Но учительская зарплата оказалась такой вредной оппозиционеркой, что никак не дотягивалась до регионального уровня. И каждый год на высоких совещаниях, чуть не стуча кулаками по столу, чиновники требуют решить вопрос о зарплатах.

Заметим, что разговор об учительских деньгах идет в эпоху перехода к постиндустриальной экономике. А сама экономика знаний во всех развитых странах обеспечивает значительную долю ВВП. Казалось бы, будущее страны зависит от людей, которые вкладывают в детские головы знания. За МРОТ?

Для сравнения — ставки учителей в других странах. Больше всего учителя зарабатывают в Люксембурге — 5410 евро в месяц при средней зарплате 4090 евро. В Германии — 5118 евро при средней 2860 евро. В 1,8 раза выше. В Китае принят закон «Об учителях». В нем записано: «Зарплата учителей не может быть ниже и выше уровня государственных служащих». В юанях это выражается суммой в 7 тысяч, или около 1 тысячи американских долларов.

Кто виноват?

Сейчас федеральные чиновники решили, что корень зла — в регионах и самоуправстве местных чиновников от образования и директоров школ. Это они одаривают любимчиков высокими премиями и зажимают недовольных. 9 ноября этого года Госдума приняла закон, по которому теперь право устанавливать оклады и ставки зарплаты для бюджетников в регионах получает (та-дам!) федеральное правительство. Это относится и к учителям. Следствием всего этого и стало распоряжение о разработке до 1 марта новой системы оплаты труда учителей.

Иначе говоря, деньги на учительскую зарплату, которые до сих пор спускались в регионы по консолидированному (не федеральному!) бюджету, теперь будут распределяться в Москве. Напомним, что с 2012 года, когда был принят Закон об образовании, основную массу школ передали региональным и муниципальным учредителям. То есть до сих пор и деньги на эти школы шли из региональных бюджетов.

Почему дистанционное образование лишает приватности

Почему дистанционное образование лишает приватности

Сколько денег тратят регионы на школы? Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, говорит, что доля школьного финансирования в регионах не меняется уже давно — она составляет около 48 процентов от расходов консолидированного бюджета на образование. Примерно 23,5 процента идет на детские сады, еще 25 процентов — на среднее профессиональное и высшее образование, на повышение квалификации. Эта структура достаточно устойчива.

— Я как экономист с недоумением слушаю идущие разговоры об изменении системы оплаты учителей, точнее, о надеждах на повышение зарплаты у всех педагогов,— говорит Татьяна Львовна.— Если объемы бюджетного финансирования останутся такими, как они есть, то изменить что-то можно, только перераспределяя деньги внутри. Если будет поставлена задача поднять зарплаты до уровня МРОТ, то их поднимут до указанного уровня, прибавив одним и снизив зарплату другим. А в целом зарплатный фонд останется прежним. Простой пример. Если у двоих учителей заплата, скажем для простоты, по 15 тысяч рублей, а у одного 60 тысяч, то в среднем получается по 30 тысяч, и это средняя зарплата по региону. Только первые двое не очень-то довольны и жалуются, а третий радуется и молчит. Я всегда говорила, что для школы эта «средняя температура по больнице» — зло. Если мы поднимем зарплаты до 70 процентов от средней по региону, то у двоих педагогов станет по 21 тысяче, а вот третий потеряет деньги.

Читайте так же:
Рассчитать зарплату с учетом праздничных дней

Зато отчетность получается хорошая.

Максим Дулинов, независимый эксперт в сфере образования, отмечает: в системе оплаты учительского труда есть несовместимые моменты. Например, зарплата учителя состоит из двух частей: базовый оклад (70 процентов) и премиальные надбавки (30 процентов). Когда привязывали учительскую зарплату к средней по региону (как это написано в нацпроекте), имели в виду начисленную зарплату. Но нагрузка в школе у всех учителей разная. Один ведет в неделю 18 часов (учительская ставка), другой 30 часов. Какая зарплата должна быть не ниже МРОТ? Какой должна быть оплата учительской ставки (18 часов) в рублях, чтобы она соответствовала МРОТ? Или привязка зарплаты должна быть не к ставке? А если у учителя не хватает часов до МРОТ, нужно ли ему доплачивать? И таких вопросов множество. Возникают они из-за того, что у нас нет четкого описания труда учителя — что он обязан делать в школе, за что ему должно платить государство. И даже действующий профессиональный стандарт не позволяет «технологизировать» работу учителя. Высокая миссия учителя, о которой говорится с трибун и сказано в профстандарте, сомнения не вызывает. Как ее оплачивать — вот вопрос.

— Необходимо внятно описать труд учителя и положить это описание в основной гарантированный оклад педагога,— говорит Максим Дулинов.— Да, государству это обойдется гораздо дороже, чем та неразбериха в оплате, которую мы сейчас имеем. И, наверное, тогда мы отказались бы от премирования учителей за, например, высокие баллы ЕГЭ, за победы учеников на олимпиадах, к которым школьные учителя далеко не всегда имеют непосредственное отношение.

Заметим: именно этими надбавками директора и пользуются для поощрения одних педагогов и наказания других.

Татьяна Клячко говорит, что у нас нет четких критериев, по которым можно было бы определить: вот хороший учитель, и он должен получать больше. Наши ученики начальных классов традиционно хорошо выполняют задания в международных исследованиях качества образования. Учителя полностью выполняют программу. И те же международные замеры показывают серьезное ухудшение в основной школе: в 15 лет у наших школьников результаты PISA и по чтению, и по естественно-научным дисциплинам уже не впечатляют. Значит, что-то не так. Значит, есть какие-то вещи, которые учителя упускают. Это относится к оценке труда педагога или нет? Сами учителя говорят, что, например, в 9-м классе многие ребята не осваивают школьную программу. Жалуются на невнимание родителей к учебе их детей. При этом почти две трети учителей говорят, что неуспех учащегося — это низкий профессионализм учителя. То есть учителя вполне самокритичны и осознают проблему. А вот другой случай. Ученик делал 10 ошибок в диктанте, а через полгода — пять ошибок. Это большой сдвиг. Победа и ученика, и его учителя. Но на зарплате учителя при нынешней системе ее формирования это, скорее всего, никак не отразится.

Или, например, дистанционное обучение, продолжает Максим Дулинов. Уже скоро год, как учителя занимаются этим новым видом деятельности. Сейчас не будем спорить, хорошо это или плохо. Все равно деваться от дистанционки некуда. Но ведь никто пока не оценил: эта деятельность труднее работы в классе или легче? И как это отобразить в зарплате, тоже никто не объяснил. И также никто не определил, как отражается на труде учителя использование материалов цифровых платформ РЭШ или МЭШ. Это труднее или легче, чем объяснение геометрической теоремы у доски? Раньше учителям за использование на уроках технических средств обучения (ТСО) доплачивали. А теперь?

«Большой брат» ставит оценки

На всем этом фоне и возникает новая вводная — распоряжение премьера с четкими сроками исполнения. Но как разрабатывать систему оплаты, когда неизвестно главное: за что платить учителям? За итоговые отметки и ЕГЭ? За прогресс учеников в учебе? За то, что справились с дистанционкой? Или за количество проведенных уроков? Чья задача это определить, как не Минпроса. Но, судя по ответу министерства, который получил «Огонек», там решают другие задачи — отстроить систему зарплат от уровня МРОТ.

Ректор МГУ Виктор Садовничий о реформе главного университета страны

Ректор МГУ Виктор Садовничий о реформе главного университета страны

В помощь министерским и правительственным чиновникам — цифровая система управления образованием. В школьную жизнь она входит уже несколько лет. В нее заложена информация о каждой школе, каждом учителе и ученике, кто сколько уроков провел, кто какие оценки получил. Там же все достижения детей — победы на конкурсах и олимпиадах. Электронные дневники и журналы работают на эту же задачу. «Большой брат» посчитает и учительские деньги, опираясь, разумеется, на МРОТ. Директорскому самоуправству, похоже, приходит конец. Но будут ли учителя получать при этом больше денег?

Ответ этой задачки дан в постановлении правительства РФ от 7 декабря 2020 года № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». «Огонек» уже писал об этом эксперименте в материале «Расшколить школу» (№ 28 за 2020 год). Тогда это был лишь проект, поданный Минпросом в правительство. Теперь его доработали, и в следующем году запустят. Есть в описании проекта важный пункт, касающийся способа обучения детей: «Образовательные сервисы — это цифровые решения, обеспечивающие возможность приобретения знаний, умений и навыков , в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности (курсив наш.— «О» ), предоставляемые поставщиками контента». Кто такие «поставщики контента»? Это некие «юридические и физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели», которые этим контентом владеют и будут поставлять его в школы. Но не только. В документе пишется еще и про «информационные ресурсы, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений учащихся, разрабатываемых поставщиками контента ».

Читайте так же:
Если не заплатили зарплату куда обращаться в Москве после увольнения

Выходит, не учитель будет оценивать, а поставщики контента? И если все уже запрограммировано, то учителю останется только нажимать кнопки «Вкл» и «Выкл»? Если в соответствии с такими условиями труда будет определяться заработная плата педагога, тогда, сомнений нет, она впишется в рамки МРОТ.

Как изменится оплата труда врачей и учителей

Новую систему оплаты труда учителей опробуют в порядке эксперимента в пяти регионах: в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и в Мордовии. Проект постановления правительства об этом размещен для общественного обсуждения.

Фото: Константин Завражин/РГ

О том, что разница в зарплатах одних и тех же специалистов в разы отличается в зависимости от региона, говорят давно. Уже президент неоднократно обращал внимание на такой дисбаланс. Все понимают, что с этим надо что-то делать, выправлять перекосы. Иначе выпускники медицинских и педагогических вузов все равно будут стремиться в крупные города, а в селах и деревнях по-прежнему будет принимать пациентов один-единственный фельдшер — специалист по всем болезням.

Самое сложное — это разработать унифицированные методики. Они пока еще в процессе. Есть только общее видение, что надо исправить.

Что изменится для медиков

По данным за 2020 год, средняя зарплата для врачей всех специализаций в среднем по стране составляла 91,7 тыс. рублей в месяц; для среднего медперсонала — 47 тыс. рублей; для младшего медперсонала — 41 тыс. рублей. При этом даже внутри одного региона у специалистов одного и того же профиля зарплата может сильно отличаться от средних значений.

И все потому, что сейчас региональные больницы и поликлиники самостоятельно определяют размеры окладов сотрудников, а в отрасли отсутствуют единые требования к назначению стимулирующих и компенсационных выплат. В результате в зависимости от учреждения зарплаты медработников одного профиля и квалификации могут отличаться.

"В ходе эксперимента предполагается гармонизация систем оплаты труда медицинских работников пилотных регионов, при этом фиксированная часть заработной платы должна увеличиться. Оклады медработников будут рассчитываться с учетом коэффициента в зависимости от сложности труда, а также региональных коэффициентов. Также будут установлены единые перечни компенсационных и стимулирующих выплат", — пояснили "РГ" в минтруде.

Что изменится для учителей

"Пилот" по новой системе оплаты труда педагогов запустят в мае 2022-го на год. В его рамках поменяется порядок начисления зарплаты педагогам дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Должностные оклады и размеры дополнительных выплат к ним будут унифицированы. В дальнейшем новая система оплаты труда учителей распространится по всей России.

Фото: Евгений Биятов/РИА Новости

Сейчас зарплата педагогов в разных регионах за одни и те же обязанности может отличаться в пять-шесть раз, поскольку рассчитывается с учетом средней зарплаты по региону, отмечает декан факультета педагогики и психологии университета "Синергия" Наталья Уварова. Тем самым нарушается принцип равной оплаты за равный труд.

Даже в близлежащих регионах зарплата может серьезно различаться. Например, у московских учителей зарплата составляет в среднем 101,2 тыс. руб., тогда как в Тамбовской области — 35,1 тыс., а в Ивановской области — 28,3 тыс., говорит профессор Академии труда и социальных отношений Наталья Локтюхина. При этом зарплата учителей может отличаться и внутри региона. Как пояснил преподаватель математики одной из московских школ Владимир Крамчаткин, сумма, которую получает учитель, зависит от числа учащихся в образовательном учреждении. Именно поэтому в сельских школах зарплаты обычно ненамного выше МРОТ.

Средняя заработная плата учителей в большинстве регионов варьируется в пределах 25-32 тыс. руб. Меньше всех получают педагоги, например, в Дагестане (22,5 тыс.). Традиционно высокая зарплата на Севере. Например, в Чукотском автономном округе она превышает 94,7 тыс., в Ямало-Ненецком автономном округе — 92,4 тыс., на Камчатке — 80,9 тыс.

Председатель Комиссии Общественной палаты по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко считает, что разница в оплате труда педагогов провоцирует отток высококвалифицированных кадров туда, где региональный бюджет позволяет платить им более высокую зарплату. "Это боль руководителей дотационных регионов. И если иметь в виду тот факт, что качество образования во многом зависит от личности и профессионализма учителя, "неравенство образовательных возможностей" по стране налицо", — говорит она.

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Методика оплаты труда для педагогов и медиков должна учитывать интенсивность труда, квалификацию работника, степень его методической активности, для педагогов целесообразно учитывать научно-исследовательскую, а для медиков — просветительскую активность, полагает доцент кафедры Организационно-управленческих инноваций РЭУ им. Плеханова Михаил Хачатурян. "Очевидно, что сделать абсолютно идентичной зарплату, к примеру, педагогов в Москве и в регионах достаточно сложно, так как всегда будет присутствовать фактор уровня и стоимости жизни, который в рыночной экономике привести к единому знаменателю достаточно сложно. Но сформировать единые понятные и прозрачные стандарты нужно и необходимо, чтобы устранить имеющиеся диспропорции", — уверен он.

Читайте так же:
Продляется ли отпуск без сохранения зарплаты если был больничный

Что сегодня больше всего беспокоит врачей в системе оплаты их труда

Так, самая низкая в России обеспеченность врачами в Курганской области: 23,9 человека на 10 тысяч населения (по России — 43,4). Специалисты здесь не держатся из-за низких зарплат. Среднемесячное «жалованье» доктора по итогам за последние полгода около 71 тысячи рублей. Но для этого нужно брать подработки, дежурить по несколько смен. Многие уезжают туда, где их труд оценят по достоинству. В соседних регионах, в Свердловской области, например, зарплата на 16 тысяч выше. Хотя и у соседей явно ощущается дефицит специалистов. Особенно тяжело в сельской местности, и конечно, это влияет на доступность и качество медицинской помощи.

В Якутии есть очень низкооплачиваемые специалисты, которые не считаются медиками.

— Мы их относим к «прочим работникам», но без них работа больниц встанет, — рассказала «РГ» Людмила Корнилова, председатель Якутской республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ. — Это, например, инженеры, обслуживающие оборудование для высокотехнологичной медпомощи, со всеми северными коэффициентами и надбавками здесь, в Якутии, получают по 30 тысяч рублей. Столько же, сколько и дворники.

А вот какое мнение высказал врач из Курганской области, попросивший не называть его фамилию, отвечая на вопрос, как, по его мнению, должна выстраиваться оплата труда медиков.

— Вопрос, кому и сколько надо платить, далеко неоднозначный. У врачей работа специфическая. Одни оперируют, другие исследуют, третьи консультируют, и все это намешано порой в пределах одной специальности. Платить каждый раз за конкретное количество операций, консультаций или пролеченных больных, как мне кажется, рационально в какой-нибудь коммерческой клинике. Государство же может обеспечить сотрудников государственных больниц фиксированной зарплатой. Для этого не надо изобретать велосипед. Система уже готова и функционирует, правда, на мой взгляд, плохо. Поскольку оклад остался мизерным, приходится исхитряться, придумывать дополнительные премии и так далее. Если сделать оклад равным прожиточному минимуму, платить зарплату из расчета соответственно, при этом выставить стабильные надбавки за работу в ночное время +100 процентов, за работу в учреждениях, оказывающих круглосуточную скорую помощь, +50 процентов, вернуть в максимальном размере уже забытые надбавки за сложность, напряженность, вредность и так далее, то получится сбалансированная система, увязанная с динамикой роста цен на товары и избавленная от резких колебаний дохода, из-за изменения потока пациентов или количества операций. Морально мы давно готовы к пересмотру системы оплаты труда.

Между тем регионы уже сегодня, до введения новой системы, пытаются решать проблему дефицита медиков. Так, только за последние полгода на Ямал приехали 120 врачей, еще 236 докторов прибыли в регион в прошлом году. Что манит их на Ямал при том, что здесь температура зимой опускается до минус 50, а изматывающая полярная ночь переходит в полярный день? Романтиков, готовых перевезти семьи в Арктику, где сама по себе жизнь — уже испытание, немного. Чтобы решить проблему, в регионе разработали программу «Врачи, нужные Ямалу». Один из ее главных пунктов — тебе сразу по прибытии дают жилье. Сначала социальное, а через десять лет работы оно становится твоим собственным. Кроме того, полностью оплачивается переезд семьи, на первое время даются подъемные. Еще один важный момент: уже два года как на Ямале специалистам выплачивают «северные» с первого дня работы, а это 80 процентов к окладу. В результате сегодня средняя зарплата врача на Ямале составляет 237 тысяч рублей.

Фото: РИА Новости www.ria.ru

Ну а в Липецкой области врачам дефицитных специальностей предлагают миллион рублей, а за это он должен дать согласие трудиться в липецком здравоохранении как минимум пять лет. И медики поехали в регион. Липецкое здравоохранение получило почти полсотни уникальных специалистов. Аналогичная программа действует и в других регионах.

Ростовчанин Степан Решетнев, 44-летний врач с 20-летним стажем, работает детским хирургом в обычной городской поликлинике N 14 Ростова-на-Дону. Все тайны своей зарплаты доктор раскрыл для читателей «РГ».

— Работаю один на два отделения поликлиники, где на учете стоит более десяти тысяч детей. Базовая ставка врача 8500 рублей. Надбавка начисляется за стаж , за переработку, плюс стимулирующие выплаты. Выходит в среднем чуть больше 40 тысяч рублей на руки, — говорит хирург.

Стимулирующие выплаты зависят от качества проделанной работы. Это отсутствие жалоб от пациентов, замечаний от страховых компаний по ведению медицинской документации, выполнение плана по больным и многое другое. В конце каждого месяца в поликлинике заседает комиссия, которая анализирует работу каждого сотрудника и утверждает надбавки. В среднем я принимаю 375 человек в месяц. Если разделить мою среднюю месячную зарплату на количество проведенных приемов, то за один прием зарабатываю 111 рублей 20 копеек. Но месяц на месяц не приходится. Например, в августе заработать удается чуть больше — идет диспансеризация, детей оформляют в детский сад и школу. А вот январь всегда проседает из-за праздников. Зато хоть отдохнуть удается.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector