Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как изменятся правила выплаты пенсий с 1 января 2022 года

Как изменятся правила выплаты пенсий с 1 января 2022 года

С 1 января 2022 года в России изменятся правила выплаты пенсий, а также порядок контроля за их начислением. Рассказываем, что нужно знать пенсионерам о нововведениях, утвержденных на следующий год министерством труда и социальной защиты.

Пенсии в режиме ЧС

По новым правилам, утвержденным министерством труда и социальной защиты, с 1 января 2022 года пенсионеры могут получить выплаты раньше текущего месяца. Однако такое право появится только у тех, кто проживает на территории, где введен режим чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого пенсионеру необходимо подать заявление в Пенсионный фонд (ПФР) – деньги придут на счет в течение трех рабочих дней.

Кроме того, у пожилых россиян появится возможность вносить уточнения в заявление о доставке пенсии. В частности, человек, решивший получать деньги через почту, сможет попросить перечислить не полученную в текущем месяце сумму на его личный счет в банке.

Одним из ключевых моментов нового порядка является освобождение от удержаний по судебным листам из пенсий россиян, официально признанных банкротами. Нововведение особенно актуально для тех пожилых людей, которые пострадали от мошенников, оформив на себя невыгодные кредиты и микрозаймы.

Однако если получателю пенсии начисляли большую сумму, чем ему положена, то ПФР должен оповестить гражданина. Пенсионеру в свою очередь нужно подать заявление в организацию, чтобы определить точный размер возмещения из последующих выплат.

Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

В то же время, если выплаты начислялись из негосударственных пенсионных фондов (НПФ), но организация перестала функционировать, накопительная часть пенсии не пропадет. Ее будут производить в размере, установленном НПФ на дату последней выплаты. Для этого также нужно обратиться в отделение ПФР.

Кроме того, по новым правилам начисленную, но невыплаченную пенсию умершего гражданина смогут получить его наследники, обратившись в Пенсионный фонд.

Что еще изменится для пенсионеров в 2022 году?

В 2022 году проиндексируют размер пенсий. Социальные пенсии вырастут на 7,7%, а страховые – на 5,9%. Таким образом, среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составит 18 521 рубль против 16 789 рублей в текущем году.

Также со следующего года гражданам больше не понадобится писать заявление для получения пенсии, пособий и единовременных выплат – они будут начисляться автоматически. Кроме того, Пенсионный фонд РФ будет проактивно информировать россиян о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и о пенсионных накоплениях.

Пенсионную систему снова ждут перемены

В Минфине и Госдуме предлагаются радикальные поправки для пожилых

Пенсионную систему снова ждут перемены

Добровольные отчисления в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), возможно, уже скоро станут фундаментом новой системы негосударственных пенсионных накоплений и дадут возможность россиянам сформировать дополнительные источники дохода к моменту выхода на заслуженный отдых. О разработке соответствующего законопроекта — о гарантированном пенсионном продукте (ГПП) — сообщил Минфин. При этом группа депутатов Госдумы во главе с председателем думского Комитета по финрынку Анатолием Аксаковым уверена, что востребованность и привлекательность пенсионного продукта значительно повысится, если позволить россиянам получать негосударственные пенсии на пять лет раньше их выхода на пенсию по старости — женщинам с 55 лет, мужчинам с 60 лет. Такие поправки в действующее законодательство парламентарии недавно внесли в Государственную Думу.

Замороженные, но не потерянные

Переход от чисто распределительной системы пенсионного обеспечения к распределительно-накопительной в России начался в 2002 году. В соответствии с нормами Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стране появились страховая и накопительная ее разновидности. С тех пор каждый работодатель ежемесячно отчисляет в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) 22 процента из зарплаты своих сотрудников, из которых ранее 16 процентов шли на страховую часть пенсии, а шесть — на накопительную.

С 2002 года россияне получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Эти шесть процентов граждане могли переводить в негосударственные пенсионные фонды, которые должны были вкладывать их в высокодоходные финансовые инструменты, зарабатывая на привлеченном капитале проценты для своих клиентов.

Это означает, что заявленные кабмином на начальном этапе пенсионной реформы цели по повышению уровня пенсионного обеспечения россиян за счет стабильных источников дополнительных доходов достигнуты не были. Почему так случилось, по большому счету уже не важно. Вопрос в том, как из этой ситуации выйти.

С одной стороны, государство для реализации своих крупных инфраструктурных проектов нуждается в длинных деньгах и будущие пенсионеры могли бы хорошо в этом помочь. С другой стороны, сами граждане не прочь повысить свое мате­риальное благосостояние к ста­рости.

Проблема одна: как восстановить доверие россиян к альтернативной системе накоплений? За последние два года Минфину и ЦБ, судя по единичным комментариям со стороны одного и другого ведомств, в ответе на этот непростой вопрос удалось достичь единомыслия. Еще в начале текущего года в СМИ и на экспертных площадках широко муссировалась концепция добровольно-принудительного участия граждан в индивидуальном пенсионном капитале, которая так и не обрела статус законодательной инициативы.

А после заявления главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной о том, что ИПК мало пригоден для формирования стабильного дополнительного дохода граждан, о ней и вовсе поспешили забыть. На недавнем Московском финансовом форуме первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов поставил в вопросе точку, заявив, что тема не нашла поддержки в Правительстве.

Читайте так же:
Программа государственного софинансирования пенсии сроки действия

Добровольный пенсионный продукт

Государство со своей стороны обязуется обеспечить их сохранность, а также предоставить налоговые льготы участникам системы (например, с их взносов не будет взиматься НДФЛ). Документ предусматривает возможность конвертации в новый продукт в рамках негосударственного пенсионного обеспечения пенсионных накоплений граждан, формируемых ими в рамках системы обязательного пенсионного страхования с 2002 года в НПФ. Предполагается, что регистрация накопительных счетов граждан будет проводиться центральным администратором.

Эльвира Набиуллина поддержала предложенный Минфином вариант гарантированного пенсионного капитала, заявив, что «эта система больше направлена на то, чтобы совершенствовать существующую систему гарантированного добровольного продукта, это большое продвижение вперед».

В конце сентября Минфин опубликовал извещение на портале проектов правовых актов о разработке законопроекта. Планируемый срок запуска системы — январь 2021 года, следует из уведомления.

У россиян нет достаточных денежных средств для пенсионных накоплений

Между тем законопроект о гарантированном пенсионном продукте неоднозначно оценила спикер Совета Федерации. Как заявила Валентина Матвиенко в интервью РИА «Новости», у россиян нет достаточных денежных накоплений для того, чтобы законопроект заработал в полной мере.

Глава палаты регионов заметила, что практика увеличения пенсии за счет личных накоплений распространена в мире, но усомнилась в том, что ее введение в России своевременно. «На мой взгляд, сейчас значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем», — сказала она.

Матвиенко подчеркнула — сказанное не означает, что она выступает против совершенствования пенсионной системы и регулирующих ее законов. Однако, считает спикер, в этом направлении необходимо делать продуманные и взвешенные шаги с учетом российских реалий. Также председатель Совфеда обратила внимание на то, что граждане могут не понять механизмов формирования и начисления пенсии, так как «постоянные изменения в этой сфере их окончательно запутали».

Если инициатива Минфина получит развитие, необходимо создать принципы, обеспечивающие сохранность пенсионных накоплений: добровольность, налоговые преференции, гарантии и ответственность государства, заключила Матвиенко.

Пенсионное обеспечение в СССР

В СССР государственное пенсионное обеспечение по старости было введено в 1929 году. Причем сначала пенсии установили для рабочих горной и электро- и металлургической промышленности, для железнодорожников и работников водного транспорта. Рабочие остальных отраслей стали получать пенсии позже. Такое право получили мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, проработавшие в общей сложности соответственно 25 и 20 лет. Люди, занятые на подземных работах, могли уйти на пенсию в 50 лет, если у них было 20 лет трудового стажа.

Окончательно советская пенсионная система была сформирована в 1956 году законом о государственных пенсиях. Средний размер пенсий по возрасту тогда увеличили более чем в два раза, а по инвалидности — в полтора. При этом колхозники начали получать пенсии в размере 12 рублей в месяц лишь в 1964 году, когда вышел закон о государственных пенсиях и пособиях членам колхозов.

Основная масса советских граждан получала пенсии по старости на общих основаниях. Ее максимальный размер составлял 120 рублей, но за непрерывный или длительный стаж работы можно было получить десятипроцентную надбавку.

Некоторым категориям граждан предоставлялось право на досрочное получение пенсий: работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях, работникам предприятий с тяжелыми условиями труда, педагогам и медицинским работникам, родителям или опекунам ребенка-инвалида и многодетным матерям, военным и милиционерам.

Кроме того, в СССР имели место персональные пенсии союзного, республиканского и местного значения. В 1977 году размер их составлял 250, 160 и 140 рублей соответственно.

Как выплачивают пенсии за границей

­Германия. В Германии мужчины и женщины выходят на пенсию в 67 лет. Однако законодательство позволяет выйти на заслуженный отдых раньше в том случае, если пенсионер выплатит из личных средств сумму, необходимую для компенсации недополученных пенсионным фондом средств (около 0,3 процента от имеющихся накоплений за каждый недоработанный месяц). В среднем немецкие пенсионеры получают 1400 долларов в месяц. Чтобы рассчитывать на страховую пенсию, немецкий гражданин должен отработать на одном из предприятий страны минимум пять лет.

США. В США выходят на пенсию в 67 лет и получают в среднем 1100-1200 долларов в месяц. Одной из особенностей американской пенсионной системы является возможность накопить необходимую пенсионную сумму, отработав в одной из компаний страны 10 лет. Американцы при определенных условиях могут выйти на пенсию и в 62 года (досрочный пенсионный возраст), но в этом случае размер пенсии будет урезан на 30 процентов. Помимо отчислений в государственный пенсионный фонд, американцы накапливают сбережения для будущей пенсии в дополнительном ПФ, который имеется в большинстве крупных компаний и корпораций.

Великобритания. Пенсионные выплаты в Королевстве могут быть государственными, частными или назначенными по выслуге лет. Мужчины отправляются на заслуженный отдых в 65 лет, женщины — в 60-65 лет. Если британский пенсионер продолжает трудиться после достижения этого возраста, за каждый отработанный год идет надбавка к пенсии. Право на базовую пенсию британец получает, отработав в стране минимум 10 лет. Нарастить пенсионный капитал можно и в одном из частных финансовых учреждений. Как правило, наемные работники вносят в такие накопительные фонды пять-восемь процентов от заработка.

Читайте так же:
Пфр как оформить пенсию по 2 трудовым книжкам

Китай. Средняя величина пенсии в Китае сегодня едва дотягивает до 80 долларов. На протяжении трудовой деятельности китайский работник отчисляет в пенсионный фонд государства 11 процентов своей зарплаты: четыре процента взимаются автоматически при начислении заработной платы и семь процентов выплачивает работодатель. Размер пенсии составляет около 20 процентов от средней заработной платы. Чтобы заслужить право на получение так называемой базовой пенсии, необходимо отработать на государственном предприятии 15 лет или более.

Япония. Выйти на пенсию японские мужчины и женщины могут в 65 лет. Средний размер японской пенсии составляет около 700 долларов. Этих денег вполне хватает и на продукты питания, и на оплату коммунальных услуг, еще и остается на проведение досуга, который, впрочем, в таком возрасте бывает довольно умеренным в отношении расходов. При досрочном выходе на пенсию, например в 60 лет, размер пенсии уменьшится на 25 процентов. И напротив, если же японец продолжает трудиться, каждый отработанный год добавляет к пенсионным выплатам определенную сумму,

Дания. На пенсию датчане выходят в 65-67 лет. В среднем ежемесячно датский пенсионер получает 2800 долларов. Помимо солидной государственной пенсии, датчане часто имеют сбережения в НПФ, в результате чего доход пенсионера значительно вырастает.

Украинцам семь раз повысят пенсии: когда это произойдет

С 1 декабря в Украине снова повысят пенсии. Будут пересматривать их размер и в течение следующего года. В «Минфин» попал документ с детальным планом повышения пенсионных выплат. Рассказываем, когда, кому и какой надбавки следует ожидать.

С 1 декабря в Украине стартует новая волна пересчета пенсий, которая будет продолжаться на протяжении всего 2022 года.

Декабрь 2021 г. Рост минимальных пенсий и надбавок

С 1 декабря в Украине в очередной раз вырастет прожиточный минимум. Это значит, что будут увеличены и пенсии, привязанные к этому показателю. Пенсии пересчитают для тех, кто имеет маленький страховой стаж, а поэтому низкие пенсии. Выплаты для этой категории пенсионеров возрастут с 1854 до 1934 грн.

Также будут пересчитаны надбавки и повышения к пенсии, которые определяются на базе прожиточного минимума, в том числе надбавка за сверхурочный стаж.

С 1 декабря меняется и минимальная заработная плата. Она вырастет с 6 тыс. грн до 6,5 тыс. грн. Следовательно, будут пересмотрены минимальные пенсии для неработающих пенсионеров старше 65 лет (со страховым стажем более 30 лет у женщин и более 35 лет у мужчин). Для этой категории пенсионеров минимальная пенсия составляет 40% от минимальной заработной платы. Так что с декабря она вырастет с 2400 грн до 2600 грн.

В результате этих перерасчетов средний размер пенсий в декабре 2021 г. увеличится до 3978,77 грн.

Январь 2022 г. Повышение пенсии «чернобыльцам» и женщинам

С 1 января, согласно закону 1584-IX, начнутся выплаты повышенных государственных пенсий участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Эти пенсии будут исчисляться исходя из пятикратного размера минимальной заработной платы на 1 января соответствующего года.

Также с 1 января будет установлено 9-процентное повышение пенсии по возрасту женщинам, родившимся в 1962 г.

Март 2022 г. Индексация пенсий

С 1 марта пенсии будут перечислены в соответствии с ростом средней зарплаты и инфляции. Причем предусмотрено, что индексацию распространят на выплаты и категориям пенсионеров, которые были исключены из этого механизма в 2017 году, а именно: государственных служащих, ученых, журналистов, военных.

В марте будет проведена индексация ежемесячных доплат для пенсионеров почтенного возраста. Люди от 80 лет и старше получат ежемесячную доплату к пенсии в размере 500 грн. Пенсионеры в возрасте 75−80 лет — 400 грн.

Предусматривается также увеличение минимальных пенсий пожилым людям. При наличии страхового стажа 20 для женщин и 25 лет для мужчин пенсионеры в возрасте 80+ будут получать минимум 2600 грн, в возрасте 75−80 лет — 2500 грн.

Апрель 2022 г. Перерасчет пенсий работающим пенсионерам

В апреле для продолжающих работать пенсионеров будет произведен автоматический перерасчет пенсий. Этот пересчет учитывает стаж работы и заработную плату, которую получает работающий пенсионер.

Июль 2022 г. Второе повышение минимальных пенсий

С 1 июля снова вырастет прожиточный минимум. Следовательно, будут расти и минимальные пенсии. В этот раз они повысятся с 1934 грн до 2027 грн. Также возрастут и пенсионные надбавки, привязанные к показателю прожиточного минимума.

Октябрь 2022 г. Расширение линейки возрастных доплат

С октября будет расширена линейка возрастных доплат к пенсии пожилым людям. Для пенсионеров в возрасте 70−75 лет будет установлена ежемесячная доплата к пенсии до 300 грн и минимальная пенсионная выплата 3000 грн при наличии страхового стажа 30 лет для женщин и 35 лет для мужчин.

Для людей этого возраста с меньшим стажем (от 20 до 30 лет у женщин и от 25 до 35 лет у мужчин) пенсионные выплаты будут устанавливаться дифференцированно в зависимости от стажа и составлять от 2500 грн до 3000 грн.

В связи с запланированным ростом минимальной заработной платы с 6 500 грн до 6 700 грн изменения ожидают и младших пенсионеров. Минимальная пенсия по возрасту для пенсионеров от 65 лет при наличии у них достаточного стажа (30 лет для женщин и 35 лет для мужчин) будет повышена с 2 600 до 2 680 грн.

Читайте так же:
Калькулятор расчета пенсии сотрудникам полиции

Декабрь 2022 г. Третье повышение минимальных пенсий

С 1 декабря в связи с очередным повышением прожиточного минимума минимальные пенсии возрастут с 2027 до 2093 грн. Будут увеличиваться и пенсионные надбавки.

Для неработающих пенсионеров в возрасте 60−70 лет при наличии достаточного стажа (30 лет у женщин и 35 лет у мужчин) будет установлена минимальная пенсия в размере 2 500 грн. Если же их стаж составляет 20−30 лет для женщин и 25−35 лет у мужчин, пенсионная выплата будет устанавливаться дифференцированно. И в зависимости от стажа составит от 2093 грн до 2500 грн.

В Китае решили поднять пенсионный возраст, чтобы спасти экономику

В Китае пенсионный возраст не меняли с 1978 года. Сейчас у мужчин он начинается с 60 лет, у женщин, работающих в сфере услуг, — с 55 лет. Работницы, занимающиеся физическим трудом, могут уходить на заслуженный отдых уже с 50 лет. Это один из самых ранних пенсионных возрастов в мире.

Китай столкнулся с так называемой демографической бомбой замедленного действия. Этому во многом способствовало строгое правило «одна семья — один ребенок» (действовало в КНР в 1979–2015 годах). В итоге за последние годы пожилое население страны заметно выросло, тогда как численность рабочей силы сократилась.

Уже сейчас многие города и провинции Китая не справляются с бременем пенсионных выплат. Если не изменить пенсионное законодательство, государственный пенсионный фонд попросту иссякнет уже к 2035 году. Чтобы избежать коллапса системы и спасти экономику, китайские власти собираются к 2045-му повысить пенсионный возраст до 65 лет и для мужчин и для женщин.

Пенсионный возраст в КНР установили в 1950-е годы. Как сообщил замминистра трудовых ресурсов и социального обеспечения Китая Ю Цзюнь, после основания КНР в 1949 году средняя продолжительность жизни в стране составляла около 40 лет. В 2019 году показатель вырос до 77,3 года. У городского населения он даже превысил отметку в 80 лет. Однако, отметил чиновник, в крупных государствах возраст выхода на пенсию, как правило, уже превышает 65 лет.

«Мы должны полностью учитывать фактические национальные условия нашей страны, культурные традиции и историческое развитие», — сказал он.

Пенсионная система в Китае полноценно функционирует лишь в городах. Для селян её ввели только в 2009 году. Пенсионные выплаты состоят из базовой и накопительной частей. Взнос в базовую часть зависит от профессии и места жительства, а в накопительную — 28% от зарплаты.

Сегодня минимальный размер пенсии в КНР — 600–1200 юаней (6800–13 680 рублей). Средняя пенсия горожан при наличии необходимого трудового стажа составляет 2550 юаней (около 29 000 рублей). На максимальную пенсию могут рассчитывать пожилые китайцы с трудовым стажем в Тибете. Выплата в этом случае составит 4100 юаней (46 700 рублей).

Китай — страна со «стареющим обществом». Всего в ней проживает 1,43 млрд человек. После 2000 года пожилое население ежегодно растёт на 10 млн человек. По прогнозам Всекитайской комиссии по делам престарелых, к 2050 году в КНР будет насчитываться около 487 млн граждан старше 60 лет — то есть 35% населения страны.

В то же время трудоспособное население КНР сокращается. По прогнозам китайской Ассоциации планирования семьи, к 2030 году оно уменьшится до 958 млн человек, а к 2050-му — до 827 млн.

Пенсионная реформа в России

С 1 января 2019 года пенсионная реформа началась в России. Конечная её цель — повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин. Власти утверждали, что реформа нужна из-за снижения рождаемости и повышения продолжительности жизни.

Благодаря пенсионной реформе ежемесячные выплаты пожилым россиянам будут увеличиваться примерно на 1000 рублей ежегодно. В 2020 году средний размер страховой пенсии в России вырос на 6,6% (до 16 400 рублей), социальной — на 7%.

Из-за изменения пенсионного законодательства в 2020 году не вышли на пенсию 800 000 россиян. Из них 355 000 человек могли бы стать пенсионерами ещё в 2019-м, если бы пенсионное законодательство не поменялось. Выгода для бюджета от реформы составила более 20 млрд рублей.

Главные новости бизнеса, экономики и финансов — на нашей страничке во «ВКонтакте».

Россия: пенсионеров всё меньше, но пенсии не растут

Три года спустя после непопулярной пенсионной реформы, декларируемой целью которой было повышение пенсий, существенного роста благосостояния пожилых людей не наблюдается.

(Фото: Mos.ru)

(Фото: Mos.ru)

Повышение пенсионного возраста в 2018 году стоило власти симпатий значительной части населения. Однако протестные настроения меньше затронули тех, кто к тому времени уже стал пенсионером (реформаторы объясняли болезненное решение необходимостью повышать размер пенсий). Сегодня, как и три года назад, деятельность Путина одобряет более 70% пожилых людей, отмечал «Левада-центр».

Кремль всё больше позиционирует себя как силу, представляющую интересы старшего поколения в пику «безответственной» и «неопытной» молодежи, считают некоторые политологи. На первый взгляд, для этого есть определенные основания.

Читайте так же:
Что такое социальная пенсия и из чего она начисляется

Средняя пенсия за последнее десятилетие удвоилась в номинальном выражении: в 2011-м она составляла 8,5 тыс. рублей в месяц, сегодня – 16,8 тыс., а к 2024-му должна вырасти до 20 тыс.

Конечно, этого недостаточно для полноценной жизни, но на фоне других социально уязвимых групп пенсионеры выглядят не так уж плохо. В прошлом году зарплату меньше 15 тыс. рублей в месяц, по данным разных опросов , получали от 10% до 45% работающих россиян.

Минимальная пенсия – 10 тыс. рублей – ненамного уступает МРОТ, составляющему 12,7 тыс. рублей.

Перед думскими выборами пенсионеров удостоили щедрого подарка от президента : 10 тыс. рублей (сумма, равная 100% минимальной и 60% средней пенсии). Выплату получили 43 млн пожилых, включая тех, кто еще работает.

Кроме того, Владимир Путин завери л , что в январе 2022-го пенсии проиндексируют на уровне выше годовой инфляции, как происходит уже пятый год подряд.

Начиная с 2017-го ежегодные индексации выплат пенсионерам были на 0,2-3,6% выше индекса потребительских цен. Гарантию считают настолько важной, что в прошлом году норму о ней внесли в обновленную конституцию.

Однако, если взглянуть на ситуацию внимательнее, картина окажется далеко не однозначной.

Пенсии: прогресс или деградация?

О качестве пенсионного обеспечения обычно судят по тому, насколько выплаты бывшим работникам замещают их утраченную зарплату.

Одной из целей принятой в 2012-м правительственной стратегии развития пенсионной системы до 2030 года было довести размер трудовой пенсии до как минимум 40% прежнего заработка, что соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).

Половина отведенного срока уже прошла, а достижения сомнительны. Согласно Росстату , удельный вес средней пенсии в средней зарплате снижался все нулевые: с 31% в 2000-м до 22% в 2007-м; потом стал расти, достигнув 35% в кризисном 2015 году. Но затем, между 2015 и 2020 годами, доля замещения упала до 29%, сам ого низк ого уровня с 2008 года.

Другой стратегической целью правительства было увеличить размер пенсий до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера (ПМП). Долгое время показатель рассчитывали, исходя из базового набора продуктов питания и прочих товаров, необходимых для выживания неработающего пожилого человека; с нынешнего года – из доли среднедушевого медианного дохода (выше и ниже которого получает половина населения).

На деле средняя пенсия становится всё ближе к минимальной. Если в 2012-м средний пенсионер получал 1,7 ПМП, то в 2020-м – лишь 1,6.

Реальный – скорректированный с учетом инфляции – размер пенсий вырос на 16,3% к уровню 2011 года, свидетельствует официальная статистика . Таким образом, покупательная способность пенсий увеличивалась в среднем на 1,6% в год, что довольно мало, учитывая небольшие размеры выплат.

В последние годы и без того низкие темпы роста затормозились. В 2017-2021 гг. индексация лишь отчасти покрыла потери 2016 года, когда четырехпроцентное увеличение размера пенсий оказалось более чем втрое ниже тринадцатипроцентного роста цен в предыдущем году. В итоге к началу нынешнего года реальный размер пенсий все еще не дотягивал до «предкрымского» уровня.

В минувшем январе пенсии проиндексировали на 6,3% при официальной инфляции – 4,9%. Однако уже в феврале рост цен «съел» прибавку. В августе средняя пенсия россиян в реальном выражении была на 1% меньше, чем годом ранее.

Индексация 2022 года составит 5,9%, после чего средняя пенсия вырастет до 18,5 тыс. рублей, объ явля ли в Минтруда. Формально, как и обещал президент, она будет выше инфляции… на мизерные 0,1%.

При этом инфляционные прогнозы ухудшаются. По мнению эксперта ЦБ, инфляция может превысить 6,2%. Если предсказание сбудется, а планы Минтруда останутся без изменений, пенсионерам не компенсируют даже потери из-за роста цен, не говоря уже о прибавке.

Покупательная способность пенсий стагнирует даже несмотря на рекордное уменьшение числа их получателей. На пике , в 2019 году, оно составляло 43,8 млн человек, а в последующие два года упало почти на миллион – до 42,9 млн. Отчасти это связано с высокой смертност ью пожилых людей в пандемию. Однако главная причина – повышение пенсионного возраста, считает бывший замминистра труда РФ, эксперт Конфедерации труда России (КТР) Павел Кудюкин.

Пенсионная реформа 2018 года позволила лишь на короткое время «подлатать дыры» пенсионной системы, испытывающей острый дефицит поступлений (бюджет ПФР, аккумулирующего пенсионные взносы граждан, на 38% зависит от трансфертов из федерального бюджета), полагает Фатима Сулейманова, эксперт по социальным реформам и трудовому праву из Высшей школы экономики (ВШЭ).

Расчеты на то, что повышение пенсионного возраста улучшит положение пенсионеров, были изначально ошибочными, полагает она.

Режим экономии

Сразу после выборов из уст чиновников зазвучала скорее риторика жесткой экономии, чем социального популизма.

Проект федерального бюджета на 2022-2024 годы предусматривает урезание расходов на госпрограмму «Развитие пенсионной системы» с 3,3 до 3,1 трлн рублей.

Кроме того, правительство стремится сократить выплаты работающим пенсионерам. Многие пожилые россияне не уходят с рынка труда, чтобы увеличить свой доход. В среднем их зарплата на четверть меньше , чем у более молодых сотрудников, но, в сочетании с пенсией, они могут получать чуть больше денег, чем средний трудящийся.

В 2016-м государство лишило работающих пенсионеров права на ежегодную индексацию пенсий. Пропущенные индексации пенсионеру компенсируют лишь после увольнения. Таким образом, 15 млн (на момент принятия закона) человек поставили перед выбором: продолжать трудиться, смирившись с постепенным обесцениванием пенсии или уйти с работы, потеряв зарплату.

Читайте так же:
Может ли пенсия быть ниже мрот в 2022 году

Закрепление индексации пенсий в конституции обострило дискуссию о справедливости нормы. Некоторые парламентарии счита ю т её неконституционной. По мнению критиков, сокращение числа работающих пенсионеров до 9,6 млн после 2016 года отражает не столько отбытие пожилых на заслуженный отдых, сколько их переход в сферу нелегальн ой занятости .

«Главное ведомство, противодействующее идее индексации пенсий работающим пенсионерам, – Минфин, повернутый на бюджетной сбалансированности. Их главный аргумент: “Пенсия – замещение утраченного дохода, поэтому индексировать её работающим людям не надо”. На мой взгляд, это непонимание страховой природы пенсии. Взносы, уплачиваемые работниками (в том числе, работающими пенсионерами) идут на выплаты актуальным пенсионерам. Получается, что [из-за ухода рабочих мест пенсионеров в тень] идёт недоплата в Пенсионный фонд», – считает Кудюкин.

Однако правительство стоит на своем: 22 сентября оно дало отрицательный отзыв на законопроект , предлагающий вернуть работникам пенсионного возраста право на индексацию. С точки зрения Кабмина, это привело бы к увеличению госрасходов.

Тогда же власти предложили продлить мораторий на перечисление средств в накопительную часть пенсии.

Формально россияне должны направлять 6% своего пенсионного взноса, составляющего 22% от зарплаты до налогообложения, на личный счет в государственном или негосударственном пенсионном фонде, чтобы по выходе на покой получать ренту за счет инвестиций.

На практике с 2014 года все взносы поступают в «общий котел» и расходуются на текущие выплаты. Это позволяет держать в рамках дефицит ПФР, сэкономив около 5 трлн рублей за десять лет, подсчитала «Независимая газета».

Если бы мораторий отменили, пенсионерам достались бы лишь крохи, накопленные до заморозки: в среднем 1,3 тыс. рублей в месяц, отмечали в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

Чтобы граждане все же могли частным образом копить на пенсию, в 2019 году возникла идея гарантированного пенсионного плана (ГПП). Отличие от прежней схемы – добровольность отчислений. Однако проект ГПП, запуска которого ждали уже в текущем году, вероятно, положили под сукно, из тех же соображений экономии, предполагают эксперты.

Еще одной неприятной, хотя и ожидаемой, новостью стало решение отложить компенсацию советских банковских вкладов, обесценившихся в результате либерализации цен в 1992-м и последующей гиперинфляции.

Закон о восстановлении и защите сбережений принят еще в середине 90-х. Однако реализация меры десятилетиями отклады вается . На этот раз – до 2025 года . К тому времени большинства людей, имевших накопления в советское время, вероятно, уже не будет в живых.

Как лечить пенсионную систему?

Стандартным объяснением проблем с пенсиями является старение населения , из-за которого нагрузка на работающих и госбюджет может стать непосильной . Однако эксперты, опрошенные Eurasianet. org , не верят в неизбежность экономии за счет пенсионеров.

Фатима Сулейманова из ВШЭ сомневается в целесообразности льготных (ниже 22%) тарифов взносов в Пенсионный фонд, которыми пользуется целый ряд высокодоходных отраслей экономики. В частности, речь идет об IT-компаниях, судовладельцах, предприятиях киноиндустрии, резидентах особых экономических зон в Крыму, Калининградской области и на Дальнем Востоке.

Павел Кудюкин из КТР обращает внимание на несправедливость регрессивной шкалы пенсионных отчислений. По закону, стандартный взнос в 22% распространяется на сотрудников, чей годовой доход не превышает 1,4 млн рублей (около 120 тыс. рублей в месяц). Получающие больше отчисляют в ПФР 10% зарплаты до налогообложения. Таким образом, хотя российская пенсионная система формально считается солидарной, состоятельные граждане вносят в общее дело вдвое меньше, чем остальные.

Государство недостаточно активно борется с «черной» занятостью, что является одной из ключевых причин дефицита Пенсионного фонда, убежден эксперт КТР.

«Правительство отклоняет радикальные средства борьбы с теневой экономикой. Не так давно [депутат Госдумы VII созыва Олег] Шеин внес законопроект, предлагающий простую и эффективную меру: хозяйствующие организации, в которых доказано существование нелегальной занятости, не допускаются к конкурсам на государственные и муниципальные закупки. Это был бы сильный стимул к «обелению», но правительство дало отрицательный отзыв на инициативу. Видимо, она слишком сильно задевала интересы компаний, нарушающих права работников», – предполагает собеседник.

Главным препятствием, мешающим существенному повышению пенсий, является заниженный МРОТ, убеждена Фатима Сулейманова.

В 2019-м Россия ратифицировала 102-ю конвенцию МОТ о минимальных нормах социального обеспечения. В ней прописано, что пенсия не должна быть ниже 40% прежнего заработка. Однако МРОТ в России – 12,7 тыс. рублей, а прожиточный минимум пенсионера – 10 тыс. рублей.

«[Минимальная] пенсия и зарплата одного размера – это абсурд. Если минимальная пенсия [в Москве] – 13,5 тыс. рублей в месяц, то … МРОТ должен быть более 30 тыс.», – отмечает исследовательница.

По мнению Кудюкина, повышать МРОТ необходимо, но сама по себе эта мера не решит всех проблем пенсионной системы.

«Требуется пересмотр всей социально-экономической политики в сторону стимулирования и регулирования поведения экономических агентов с целью сдерживания необоснованной дифференциации уровня доходов», – подчеркивает эксперт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector