Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кратко о понятии налоговой тайны

Кратко о понятии налоговой тайны

Свободное распространение сведений, которые получают налоговые органы и другие государственные органы, может причинить вред интересам граждан, компаний и организаций. И хотя часть таких данных иногда необходимо сообщить контрагентам для заключения контракта, их раскрытие без согласия владельца запрещено.

Ранее мы рассказывали, как составить согласие на раскрытие налоговой тайны, и что признают разглашением охраняемых данных. В этой статье закрепим определение налоговой тайны и основные понятия, которые помогут ориентироваться в этой сфере.

Налоговая тайна: понятие

Согласно ст. 102 НК РФ, налоговая тайна — это информация, которую сотрудники государственных органов получают в ходе выполнения служебных обязанностей. Однако есть исключения, так как некоторые данные априори считаются общедоступными.

Содержание налоговой тайны нельзя разглашать. Согласно понятию налоговой тайны, статус владельца данных не имеет значения — нужно сохранять сведения физических, юридических лиц и ИП.

Содержание тайны определяют путем установления источника сведений и способа получения. Также имеет значение субъект обязанности, то есть лицо, которое обязано соблюдать тайну. А еще — субъект права, то есть владелец тайных сведений.

Соблюдение режима налоговой тайны обязательно независимо от способа получения данных субъектом обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Налоговая тайна: содержание

Налоговый кодекс признает содержанием налоговой тайны не все сведения, оказавшиеся в распоряжении госорганов. В ст. 102 НК РФ приведен список исключений, отталкиваясь от которого определяют, какую информацию включает налоговая тайна.

Итак, содержанием налоговой тайны являются:

данные из первичной бухгалтерской документации налогоплательщика;

данные из налоговых деклараций;

закрытая финансовая документация

документы о движении активов;

личная информация работников;

прочая информация о налогоплательщиках, не перечисленная в исключениях.

Не являются налоговой тайной:

название, ИНН и реквизиты компании;

данные о налоговом режиме;

данные о среднесписочной численности сотрудников;

другая информация, приведенная в ст. 102 НК РФ как исключение.

Налогоплательщик может сам определить, в отношении каких сведений соблюдение режима налоговой тайны сохранить, а какие данные сделать общедоступными.

Налоговая тайна: раскрытие

Налоговый орган, в распоряжении которого находится налоговая тайна, обеспечивает соблюдение специального режима хранения и доступа к ней. Использование тайных сведений налоговиками сводится к выполнению ими должностных обязанностей.

Физлицам и компаниям не нужно дополнительно устанавливать запрет на разглашение тайны. Закон включает соблюдение налоговой тайны в обязанности тех, в чьи руки она попадает.

Налогоплательщик имеет право открыть содержание налоговой тайны или его часть, в том числе по запросу, однако не обязан этого делать.

Запросить закрытые сведения имеют право следующие субъекты:

органы государственной власти, их сотрудники;

правоохранительные и следственные органы;

контрагенты налогоплательщика (для проверки надежности контрагента).

За раскрытие налоговой тайны без согласия владельца, закон устанавливает ответственность. Виновному в разглашении или утере документов, содержащих налоговую тайну, грозит административная, материальная и уголовная ответственность.

Ответственность должностных лиц наступает тогда, когда установлен ущерб налогоплательщика и доказаны противоправные действия субъекта ответственности.

Изменение Налогового кодекса РФ с 1 апреля 2020 года

01.04.2020 вступает в силу новая редакция сразу двух частей Налогового кодекса РФ. Законодатели уточнили права и обязанности налоговых органов, понятие налоговой тайны, изменили порядок взыскания налоговой недоимки, а также порядок предоставления рассрочки по налогам и сборам.

Редакцию первой и второй частей Налогового кодекса РФ с 01.04.2020 изменили сразу несколько новых законов:

Размещение информации и налоговая тайна

В соответствии с новой редакцией статьи 70 НК РФ, орган ФНС России должен направить требование об уплате налога налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Но если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает:

  • у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — 500 рублей;
  • у организации или индивидуального предпринимателя — 3000 рублей,

то требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в срок не позднее одного года со дня выявления недоимки.

Статьей 72 НК РФ в новой редакции определено, что сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и о решениях о принятии обеспечительных мер должны размещаться на официальном сайте ФНС России. Для этого установлен срок — 3 дня со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа в соответствии с п. 10 статьи 101 НК РФ.

Установлено, что эти сведения не могут составлять налоговую тайну.

Информирование ФНС банками

В силу новой редакции статьи 87 НК РФ, банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о том, что он, в том числе:

  • предоставил право или прекратил право организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • предоставил или прекратил права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • предоставил право физическому лица, в отношении которого, в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа.

Банк должен передать информацию в ФНС в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Читайте так же:
Налог на мансарду и подвал в Крыму

Залог имущества

Новой редакцией статьи 73 НК РФ установлен новый порядок признания имущества налогоплательщика находящимся в залоге у налогового органа. В частности, определено, что залог имущества возникает на основании договора между налоговым органом и залогодателем либо на основании закона в случае, предусмотренном п. 2.1 статьи 73 НК РФ. При оформлении договора залога залогодателем может быть как сам налогоплательщик, плательщик сбора или плательщик страховых взносов, так и третье лицо.

Если налогоплательщик в течение одного месяца не уплатил задолженность по налогам (сборам, страховым взносам), указанную в решении о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество, либо вступления в силу решения, исполнение которого обеспечено запретом на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), то имущество, в отношении которого применено обеспечение или принята обеспечительная мера, признается находящимся в залоге у налогового органа.

Порядок предоставления рассрочки по налогам

В соответствии с новой редакцией статьи 63 НК РФ, при невозможности единовременной уплаты налогоплательщиком налогов по результатам налоговой проверки до истечения срока исполнения требования об уплате ему могут предоставить рассрочку платежа на основании решения:

  • по федеральным налогам, сборам, страховым взносам, а также в случае, предусмотренном пп. 2 п. 1.1 статьи 63 НК РФ, — непосредственно ФНС России;
  • по региональным и местным налогам, а также в случае, предусмотренном пп. 2 п. 1.1 статьи 63 НК РФ, — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.

Установлено, что органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, предусмотренному пп. 7 п. 2 статьи 64 НК РФ, являются:

  • при наличии условий, установленных абзацем 15 п. 5.1 статьи 64 НК РФ, — налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица;
  • при наличии условий, установленных абзацем 16 п. 5.1 статьи 64 НК РФ, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В статью 64 НК РФ добавлен новый абзац следующего содержания:

В случае, если рассрочка по уплате налога предоставлена по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период рассрочки, если иное не предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Максимальные сроки предоставления рассрочки по уплате налога зависят от причины возникновения задолженности и составляют:

  • 1 год — при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и(или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей менее 30 процентов по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения налогового органа по результатам такой проверки;
  • 3 года — при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и(или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей 30 и более процентов по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам такой проверки.

Арест имущества налогоплательщиков

Новой редакцией статьи 77 НК РФ установлено, что по просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе принять решение о замене ареста имущества на:

  • банковскую гарантию;
  • залог имущества налогоплательщика-организации;
  • поручительство третьего лица.

Определено, что с момента признания имущества находящимся в залоге у налогового органа ранее наложенный на это имущество арест прекращается.

Постановка на учет налогоплательщиков

В статью 83 НК РФ добавлен новый пункт 4.9, в соответствии с которым налоговые органы должны ставить на учет иностранные организации, которые открывают корреспондентские счета в российских банках. Постановка на учет осуществляется на основании заявления в налоговый орган самой организацией или указанным российским банком. К заявлению должны быть приложены документы, необходимые для постановки на учет в ФНС в соответствии с перечнем, утвержденным Минфином.

Также определен порядок постановки на учет иностранного гражданина, который получает доход от российской организации или ИП. Статьей 84 НК РФ определен порядок присвоения таким организациям и гражданам ИНН.

Особый порядок взыскания налоговой недоимки

В соответствии с новой редакцией статьи 46 НК РФ, налоговый орган может принять решение о взыскании задолженности, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей. Определено, что:

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Также установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования ФНС об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы, ее размер превысил 3000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения этого трехлетнего срока.

Осмотр помещения и истребование документов

Новой редакцией статьи 92 НК РФ закреплены полномочия должностных лиц ФНС не более 1 раза по одному решению о взыскании недоимки в размере более 1 млн рублей производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации при наличии ее согласия.

Читайте так же:
Налог за покупку квартиры оплачивает покупатель

Статьей 93.1 НК РФ предусмотрено право должностных лиц ФНС истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах, если в отношении этой организации или ИП принято решение о взыскании недоимки в размере более 1 млн рублей. При условии, что решение ФНС о взыскании не исполнено в течение 10 дней.

Налоговая тайна

В силу новой редакции статьи 102 НК РФ, к налоговой тайне, в том числе, отнесена информация:

о принятых налоговым органом обеспечительных мерах и применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, предусмотренных НК РФ.

Акцизы

Статьей 193 НК РФ установлено, что ставка акциза на средние дистилляты (АСДЛ) определяется налогоплательщиками по установленной формуле. До этого ставка была равна 9535 рублей за 1 тонну.

Нормами статьи 181 НК РФ установлено, что смеси углеводородов в твердом состоянии также признаются средними дистиллятами. Также установлены случаи, при которых нефтяное сырье не относится к средним дистиллятам.

Новой редакцией статьи 179.5 НК РФ расширен перечень случаев, при которых выдается свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами.

Нулевая ставка по НДС

В новой редакции статьи 165 НК РФ расширен перечень операций, по которым подтвердить нулевую ставку по НДС можно реестрами документов. В частности, это возможно при:

  • реализации экспресс-грузов;
  • вывозе припасов;
  • пересылке товаров в международных почтовых отправлениях.

На организации почтовой связи возложена обязанность передавать ФТС России сведения о факте вывоза товаров, если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях. Установлено, что:

Перечень сведений, форматы и порядок их передачи в электронной форме организацией почтовой связи в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, в целях подтверждения фактического вывоза товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, и организацией почтовой связи.

Всю самую актуальную правовую информацию смотрите на сайте КонсультантПлюс.

Определение Конституционного суда РФ от 6 марта 2008 г. N 449-О-П

ПО ЖАЛОБЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ «РЕГИОНСЕРВИС» НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 93 И ПУНКТА 2 СТАТЬИ 126 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы некоммерческой организации «Коллегия адвокатов «Регионсервис»,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации некоммерческая организация «Коллегия адвокатов «Регионсервис» оспаривает конституционность пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов, и пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, содержащие сведения о налогоплательщике, по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово, проводя камеральную налоговую проверку ОАО «Кузнецкий машиностроительный завод», приняла решение о проведении встречной проверки у контрагента общества — некоммерческой организации «Коллегия адвокатов «Регионсервис» и запросила у нее договор на оказание юридических услуг, а также сведения о документах, подтверждающих исполнение данного договора. В ответ на это требование некоммерческая организация «Коллегия адвокатов «Регионсервис», сославшись на статью 8 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», сообщила письмом, что запрашиваемые сведения составляют адвокатскую тайну, однако налоговый орган, квалифицировав данное письмо как отказ от предоставления документов, принял решение о привлечении ее к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении требования заявителя о признании решения налогового органа недействительным решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11 сентября 2006 года отказано. Апелляционная инстанция того же арбитражного суда Постановлением от 19 октября 2006 года отменила решение арбитражного суда первой инстанции. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 12 февраля 2007 года, отменяя постановление апелляционной инстанции, указал, что налоговое законодательство не содержит каких-либо изъятий или исключений в отношении лиц, обязанных предоставлять документы для целей налоговой проверки.
По мнению заявителя, положения пункта 1 статьи 93 и пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации — с учетом смысла, придаваемого им правоприменительными органами, — противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 1, 15, 18, 19, 35, 37, 46 (часть 1) и 48, поскольку допускают возможность истребования налоговыми органами документов у любых лиц, в том числе адвокатов, не считаясь с их статусом и установленной законом обязанностью хранить адвокатскую тайну, и позволяют привлекать их к ответственности за непредставление сведений, необходимых для проведения налоговой проверки.
2. Согласно статье 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1); каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (часть 2). В силу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, определяющими полномочия Российской Федерации по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункт «в»; статья 76, часть 1), федеральный законодатель в рамках предоставленной ему компетенции обеспечивает выполнение государством обязанности по созданию надлежащих условий для реализации конституционного права на получение юридической помощи с тем, чтобы каждый в случае необходимости имел возможность обратиться за ней для защиты и отстаивания своих прав и законных интересов.
Отношения, связанные с оказанием юридической помощи, регламентируются, в частности, Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Согласно его статье 8 любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю, являются адвокатской тайной (пункт 1); адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (пункт 2). Обязанность хранить адвокатскую тайну в равной степени распространяется и на адвокатские образования, включая коллегии адвокатов.
Освобождение адвоката от обязанности свидетельствовать об обстоятельствах и сведениях, которые ему стали известны или были доверены в связи с его профессиональной деятельностью, служит обеспечению права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23, часть 1, Конституции Российской Федерации) и является гарантией того, что информация о частной жизни, конфиденциально доверенная лицом в целях собственной защиты только адвокату, не будет вопреки воле этого лица использована в иных целях, в том числе как свидетельство против него самого (статья 24, часть 1; статья 51 Конституции Российской Федерации).
Исходя из приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 6 июля 2000 года N 128-О применительно к нормам уголовного законодательства, касающимся адвокатской тайны, положения пункта 1 статьи 93 и пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как возлагающие на адвокатов и адвокатские образования обязанность предоставлять налоговому органу любые документы, содержащие сведения о клиентах, и, соответственно, предусматривающие ответственность за неисполнение такой обязанности как за налоговое правонарушение.
Вместе с тем адвокаты и адвокатские образования, являющиеся налогоплательщиками в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы и в равной мере со всеми другими налогоплательщиками вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) по налогам, а в необходимых случаях, предусмотренных законом, — информацию и документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации). Освобождение адвокатов и адвокатских объединений от обязанности предоставлять соответствующие сведения и документы исключало бы всякую возможность налогового контроля и не соответствовало бы целям и смыслу налогообложения.
Теми же целями налогообложения и налогового контроля предопределяется и содержание информации, предоставляемой налоговым органам адвокатами и адвокатскими образованиями. Налоговый орган вправе требовать от них сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с клиентами. Такие сведения в любом случае составляют налоговую тайну и защищаются от разглашения в силу закона (статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации). Что касается сведений, которые связаны с содержанием оказываемой адвокатом юридической помощи и могут быть использованы против его клиента, то — исходя из конституционно значимых принципов адвокатской деятельности, — налоговые органы не вправе требовать их представления. Именно поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (пункт 4 статьи 82).
Схожую правоприменительную коллизию норм двух федеральных законов, касающихся защиты банковской тайны, Конституционный Суд Российской Федерации разрешил в Постановлении от 14 мая 2003 года N 8-П, подтвердив полномочие судебного пристава-исполнителя в рамках его публичной функции по принудительному исполнению постановления суда требовать предоставления определенных и ограниченных целями его деятельности сведений, составляющих банковскую тайну, при том что предполагается недопустимость разглашения этих сведений.
Таким образом, пункт 1 статьи 93 и корреспондирующий ему пункт 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление налогоплательщиками — адвокатами и адвокатскими образованиями по требованию налогового органа документов, содержащих сведения о налогоплательщиках, в том числе подтверждающие полную и своевременную уплату ими налогов и сборов, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителей. Разрешение же споров о том, содержит ли запрашиваемый у адвоката документ сведения, составляющие адвокатскую тайну, либо он относится к документам, которые связаны с оценкой налоговых последствий сделок, заключаемых адвокатом со своими клиентами, т.е. отражают его собственные доходы и расходы, а потому могут быть подвергнуты проверке в обычном порядке, входит в компетенцию правоприменительных органов и к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

Читайте так же:
Как срочно получить справку из налоговой об отсутствии задолженности

определил:

1. Признать жалобу некоммерческой организации «Коллегия адвокатов «Регионсервис» не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Правовые тайны налоговой тайны

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 — 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает фундамент движения налоговой базы на территории государства. Данная статья гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [3]. Таким образом, статья 57 Конституции Российской Федерации содержит в себе больше императивную норму, определяющую обязанность каждого уплачивать законодательно установленные налоги и сборы. Данная правовая норма определяет статус одного из субъектов налогового права – налогоплательщиков и устанавливает основную обязанность данного субъекта – уплачивать налоги.

В силу статьи 64 Конституции Российской Федерации, статья 57 является значимой для установления правового статуса личности в государстве. Так как обязанности лица, в том числе и по уплате налогов, входят в правовой статус личности, исследуемая правовая норма занимает одно из главных мест в законодательном урегулировании налогового пространства [3].

Таким образом, главным нормативным правовым актом закрепляется право граждан на использование информации и на ее доступ на государственном уровне. Исключением такого доступа является информация, содержащая государственную тайну, доступ к которой можно получить только в связи с работой или службой гражданина.

Читайте так же:
Налоговый вычет за лечение жены

Согласно исследованиям Е. В. Мишле налоговое право имеет следующее определение: «налоговое право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения». Е. В. Мишле определяет предмет налогового права, как общественные отношения:

  • По установлению, введению в действие и отмене налогов;
  • По налоговым обязательствам;
  • По налоговому администрированию;
  • Налогово-юрисдикционные отношения [7].

Таким образом, предмет налогового права достаточно обширен и имеет объемное правовое регулирование. Это связано с необходимостью осуществления соответствующими налоговыми органами должного контроля за движением налоговой базы в государстве. Именно налог составляет большую часть бюджета страны. Данное положение и обуславливает столь чуткое внимание законодателя к исследуемой сфере [1].

Уровень экономики в развитых странах ежедневно растет именно благодаря развитию информационных технологий. Данный процесс происходит не только из-за появления инноваций, но и из-за развития права интеллектуальной собственности, что также оказывает огромное влияние на уровень жизни страны в целом. Уровень производства в значительной мере поднимается именно благодаря развитию информационных технологий. Несомненно, сфера информационных технологий играет важную роль в развитии каждого государства. Данная сфера влияет на каждую область общественной жизни, затрагивая такую деятельность, которую можно было бы назвать деятельностью в сфере информационного пространства [5].

Изучение системы действия налоговой информации в государстве, приводит также к необходимости выделения основных взглядов исследователей на такую информацию. На сегодняшний день четко сформулированного определения термина «налоговая информация», как в юридической науке, так и на законодательном уровне, нет. Ее значение устанавливается как совокупность нескольких положений, которые содержит в себе такая информация.

Доктор юридических наук Ю. А. Крохина в своем учебном пособии по налоговому праву устанавливает следующее: «налоговая информация включает в себя: налоговое законодательство; сведения о государственной регистрации и учете налогоплательщиков; налоговую отчетность и прочую информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов» [4].

Данное определение термина «налоговая информация» находит свое отражение в трудах соответствующих исследователей и правоведов, определяющих данную информацию как совокупность признаков, ей присущих. На сегодняшний день исследование налоговой информации является отражением правового характера и сущности данного объекта. Посредством ее получения и использования формируется соответствующая налоговая база, которая в дальнейшем используется налоговым органом или уполномоченным должностным лицом [13]. Также, использование налоговой информации на сегодняшний день может быть доступно не только конкретным налоговым органам и соответствующим должностным лицам, но и иным субъектам налогового права, что составляет достаточно значимую правовую проблему, так как при использовании налоговой информации иным субъектом может нарушать налоговую тайну лица.

Диссертационное исследование правоведа С. И. Токарева содержит в себе следующее положение о налоговой тайне: «тайна как правовой институт включает в себя не только сведения о налогоплательщике и иных субъектах налоговых правоотношений, а также режим их защиты и ответственность за его нарушение» [14].

Нельзя не согласиться с мнением данного автора. Изучение налоговой тайны на сегодняшний день выступает важным правовым аспектом, а выявление основных факторов защиты налоговой тайны посредством использования соответствующих правовых механизмов – главная обязанность налоговых органов в государстве. Налоговая тайна имеет достаточно противоречивые основания, которые заключаются в изучении процесса получения и использования налоговой информации о налогоплательщиках в Российской Федерации [6].

Налоговый кодекс Российской Федерации выступает как основной правовой акт, регулирующий движение налоговой информации и деятельности налоговых органов на территории Российской Федерации, а также за ее пределами. Исследуемый правовой акт в своих положениях содержит достаточно широкий перечень правовых средств, посредством которых регулируется все налоговое пространства в России. Так, статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает основные понятия о налогах и сборах, а также о страховых взносах [8]. Данная правовая норма содержит также в себе указания и о необходимости определения соответствующих положений в действующих правовых нормах, регулирующих налогово-правовое пространство в государстве.

Читайте так же:
Заявление при возврате налога на лечение

Согласно статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая тайна представляет собой важный объект охраняемый государством в лице соответствующих налоговых органов. Часть 1 статьи 102 исследуемого правового акта гласит: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов». Исключение из данного правила составляет перечень информации, содержащий в себе сведения, являющиеся общедоступными, а также иные сведения, предусмотренные пунктами 1–14 части 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации [8].

Изучение данных сведений в свете настоящего исследования выступают как значимые положения для дальнейшего формирования понимания налоговой информации и ее правового регулирования в свете действующего законодательства Российской Федерации. Налоговая база на сегодняшний день формируется посредством сбора, получения, хранения и использования соответствующей информации о налогоплательщиках [1]. Должный контроль за формированием налоговой базы осуществляют соответствующие государственные органы, имеющие значимость для настоящей сферы исследования в целом.

Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 11.02.2021 № ЕД-7-2/137, содержит в себе указания на обязательные требования контроля (надзора), осуществляемого Федеральной налоговой службой в государстве. К таким требованиям относится и проверка информационной базы налогового законодательства, содержащей сведения о налогоплательщиках [11].

Современное исследование информационного пространства и информационной базы, влияющей на деятельность соответствующих налоговых органов в Российской Федерации имеет достаточно важное значение для определения всех сущностных характеристик и факторов, способствующих построению такой базы в целом. Примером исследуемой области можно назвать соответствующие правоотношения, которые регулируются налоговой базой в России.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485–1 устанавливает важные правовые аспекты информационного обмена. Такие правовые аспекты затрагивают и деятельность Федеральной налоговой службы, хранящей информацию, содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне. Статья 5 данного правового акта устанавливает перечень сведений, содержащих государственную тайну, а статья 16закрепляет порядок передачи сведений, содержащих государственную тайну между государственными органами [2].

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ также является одним из основополагающих правовых актов, устанавливающих информационной взаимодействие органов власти. Статья 7.1 данного правового акта устанавливает основные требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг [15]. Такое взаимодействие происходит в том числе при осуществлении работы налоговых органов.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов» также является одним из правовых актов, устанавливающих основы взаимодействия налоговых органов с иными субъектами в сфере информационного обмена [12]. Данное Распоряжение включает в себя основополагающие факторы реализации исследуемого взаимодействия, а также иные правовые аспекты, устанавливающие такое взаимодействия в рамках разрешения вопросов, относящихся к ведению конкретных государственных органов.

Согласно разделу 1.3 Приказа Федеральной налоговой службы «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы», Федеральной налоговой службой России обрабатывается следующая информация:

  • Информация, содержащая государственную тайну. Данная информация подлежит применению особых мер безопасности ее сохранения и не доступна для всех субъектов, используемых каким-либо образом налоговую информацию;
  • Информация, содержащая налоговую тайну. Она отличается от информации, содержащей государственную тайну, такая информация определяется своей специфической направленностью – налогами;
  • Информация, содержащая персональные данные, в том числе и данные о налогоплательщике;
  • Информация, содержащая коммерческую и банковскую тайны;
  • Информация, содержащая служебную тайну Федеральной налоговой службы Российской Федерации и других органов государственной власти;
  • Сведения, относящиеся к финансово-кредитной и банковской деятельности, а также сведения, отнесенные к информационным структурам. Такие сведения определяются посредством внесения соответствующих пометок налоговым органом;
  • Открытые сведения, подмена которых выступает как угроза нанесения ущерба субъектам налогового права [10].

Сфера действия налоговой тайны устанавливается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 № 816-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав положением статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно данному определению, можно сказать, что сфера действия налоговой тайны в Российской Федерации определяется следующим положением: «применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, поскольку в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации гарантиями свободы экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8, часть 1) каждый вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2), а также свободно использовать свое имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1). Из указанных конституционных гарантий вытекает право на сохранение в тайне сведений (в том числе полученных налоговыми органами), виды и объем которых устанавливаются законом» [9].

Подводя итоги сказанному выше, следует отметить, что информационное пространство в рамках настоящего исследования имеет достаточно важное значение. Именно поэтому получение, хранение и использование информации о налогоплательщике нуждается в должном законодательном урегулировании. На сегодняшний день получение, хранение и использование информации о налогоплательщике недостаточно защищено со стороны законодателя. Не только налоговый орган может получить и использовать налоговую информацию, но и иное заинтересованное лицо, что нарушает установленную статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector