Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 16. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Когда будет принят новый закон о регистрации собственности

Статья 16. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов, а в случае осуществления государственного кадастрового учета и внесения сведений на основании подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ карты-плана территории — пятнадцать рабочих дней;

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;

5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;

8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;

8.1) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, о включении организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо об исключении организаций и физических лиц из указанных перечней;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

8.2) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица либо об отмене такого решения;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

8.3) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта о приостановлении операций с имуществом, принятого на основании части четвертой статьи 8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», либо об отмене такого судебного акта;

(п. 8.3 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме — в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;

Читайте так же:
Сдать куртку обратно в магазин закон о защите прав потребителей

10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;

(п. 11 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;

(п. 12 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

13) пять рабочих дней со дня поступления в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства этого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, а в случае поступления заявления и документов, указанных в настоящем пункте, в электронной форме — в течение трех рабочих дней, следующих за днем поступления соответствующих документов;

(п. 13 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

14) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства этого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

(п. 14 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

2. Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.

3. Датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.

С 1 января 2017 года вступит в силу новый закон о государственной регистрации недвижимости

Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Так, с 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, будут регулироваться Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

В частности, государственная регистрация прав и государственный кадастровый учет будет доступнее и проще. Так, для удобства осуществления Росреестром регистрации, лица, по заявлениям которых она проводится, будут перечислены в одной статье.

Вместе с тем, при подаче заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Росреестр будет самостоятельно запрашивать учредительные документы в налоговой инспекции, однако за заявителем будет сохранено право по собственной инициативе предоставить заверенные копии этих документов. Будут снижены требования к предоставлению документов необходимых для осуществления регистрации, таким образом положения Федерального закона 13.07.2015 № 218-ФЗ будут содержать требования о предоставлении только одного экземпляра (копии) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления, а также судебных актов, установивших права на недвижимое имущество.

Кроме того, будут установлены положения по сокращению сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета. Так, если заявитель обратился в МФЦ для регистрации своего права на недвижимость, то срок регистрации будет продлен до девяти рабочих дней, для государственного кадастрового учета – до семи дней. В случае, если требуется одновременное осуществление кадастрового учета и регистрация прав, то указанные действия должны быть осуществлены Росреестром в течение десяти рабочих дней, при подаче заявления через МФЦ – в течение двенадцати дней.

Читайте так же:
Закон об установке и замене электросчетчиков

Также, после вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, Росреестр будет вправе отказать в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, только после истечения срока предварительного приостановления для устранения причин, препятствующих осуществлению указанных действий. Однако, статьей 26 указанного федерального закона будут установлены основания для отказа в приеме документов для регистрации без рассмотрения, что не допускалось Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу, данный федеральный закон применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Изменения в законодательстве в сфере недвижимости: что важно знать в 2021 году

В 2020 году в законодательстве произошли значительные изменения в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета недвижимости, а также в иных сферах, затрагивающих деятельность Управления.

«Дачная амнистия» продлена на 5 лет.

Упрощенный порядок оформления прав граждан на жилые или садовые дома, построенные на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства продлен до 1 марта 2026 г.
Одновременно предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, определенным Градостроительным кодексом РФ.
Также до указанного срока продлевается упрощенный порядок направления уведомлений о строительстве объектов недвижимости, строительство которых начато до 4 августа 2018 года, т.е. до вступления в силу уведомительного порядка, и в отношении которых не было получено разрешение на строительство.

Внесены изменения в части оплаты государственной пошлины за регистрацию прав на объекты недвижимого имущества.

С 01.01.2021 года за государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования государственная пошлина уплачивается в размере — 1 000 рублей (ранее – 22 000 рублей).
Государственная пошлина за государственную регистрацию возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимости (ранее возникшего до 31.01.1998 г. права) теперь не уплачивается.

При оформлении кредита на строительство дома дальневосточный гектар можно будет получить в собственность досрочно.

Как и ранее, земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину сроком на 5 лет. Заявление о предоставлении участка в собственность может быть подано не ранее чем за 6 месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования. Участок может быть передан в собственность до истечения 5 лет, если на нем расположен объект ИЖС, находящийся у гражданина в собственности и соответствующий установленным требованиям.
Законом предусмотрен еще один случай досрочной передачи участка в собственность — гражданин взял кредит на строительство на данном участке объекта ИЖС. Испрашиваемый участок передается в залог кредитной организации после регистрации права собственности на него.

С 13 июля 2020 года государственная регистрация права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства может быть осуществлена на основании заявления застройщика.

После государственной регистрации права собственности застройщик передает участнику долевого строительства выданную органом регистрации прав выписку из ЕГРН, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию. В указанном случае плательщиком государственной пошлины является непосредственно участник долевого строительства.
Участник долевого строительства после проведения государственной регистрации его права собственности на объект долевого строительства вправе представить в орган регистрации прав подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору для совершения на нем специальной регистрационной надписи. В этом случае оплата государственной пошлины не предусмотрена.

Читайте так же:
Какой срок возврата денег за товар по закону о защите прав потребителей

С 13 июля 2020 года законом предусмотрена дополнительная возможность снятия с государственного кадастрового учета и прекращения права собственности на объект капитального строительства.

На основании заявления собственника земельного участка может быть снят с кадастрового учета и прекращено право собственности на прекративший существование объект капитального строительства, расположенный на данном земельном участке, в случае ликвидации (юридическое лицо) или смерти собственника объекта капитального строительства.
С указанным заявлением в орган регистрации прав может обратиться и орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае ликвидации или смерти как собственника объекта капитального строительства, так и правообладателя земельного участка, если право собственности на земельный участок не перешло по наследству другому лицу.

С 1 января 2021 года на территории Республики Бурятия устанавливать кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной стоимости по заявлению заинтересованных лиц будет ГБУ Республики Бурятия «Центр государственной кадастровой оценки».

Решение бюджетного учреждения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости можно будет обжаловать в суде по КАС РФ. Одновременно с этим заинтересованное лицо вправе подать в суд заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости. Таким образом, устанавливается обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости, как для физических, так и для юридических лиц.

В 2022 году во всех субъектах РФ государственную кадастровую оценку земельных участков проведут без учета ограничений ее периодичности. В 2023 году то же самое коснется зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

По 31 декабря 2024 года в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается осуществление видов деятельности, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в границах Байкальской природной территории.

При этом деятельность по проведению сплошных рубок на землях лесного фонда при строительстве, реконструкции объектов инфраструктуры, должна сопровождаться переводом земель лесного фонда в земли иных категорий.

Разработан законопроект о системном изменении регулирования в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости (Проект Федерального закона № 962484-7).

Так, среди нововведений, предлагаемых законопроектом, стоит обратить внимание на следующие:

  • возможность представления ряда заявлений (не связанных с переходом и ограничением прав) в форме электронного документа посредством личного кабинета правообладателя без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя;
  • возможность осуществления государственной регистрации договора аренды части здания, сооружения без представления технического плана в отношении части такого здания или сооружения;
  • в случае исключения из Единого государственного реестра юридических лиц продавца как стороны сделки (вследствие ликвидации юридического лица или как недействующего юридического лица) регистрация сделки по отчуждению недвижимого имущества может осуществляться на основании заявления другой стороны сделки — покупателя и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающей факт ликвидации продавца как юридического лица;
  • предусмотрено сокращение сроков государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;
  • уточнен порядок информационного взаимодействия кадастрового инженера и органа регистрации посредством электронного сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера. Согласно законопроекту ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» наряду с осуществлением функций в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость получит право осуществления кадастровой деятельности.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, кадастровая палата будет осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения сведений в реестр границ ЕГРН, в частности, о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, о береговых линиях (границах водных объектов).
Законопроектом также предусмотрена возможность предоставления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством выездного приема, осуществляемого кадастровой палатой за плату.
21.07.2020 г. рассматриваемый законопроект принят Государственной Думой в первом чтении с учетом необходимости внесения в его текст ряда поправок.

Читайте так же:
Декларация статьи 31 федерального закона 44 фз

Приняли в 2020, ощутили в 2021 году

Обзор законопроектов 2020 года, которые повлияют на рынок недвижимости в 2021 году, от Андре я Большаков а , Управляю щего партнер а "Bolshakov&Partners".

Одна из особенностей российской действительности в целом, и рынка недвижимости в частности — это непредсказуемость. Отсутствие стабильности и сбалансированности в законодательстве — основная причина, по которой иностранные инвесторы недостаточно активны на российском рынке.

Приведу пример: принятие ряда мер по установлению ставки ипотеки в 6,5% подхлестнуло существенный рост в отрасли, и позволило застройщикам значительно улучшить свои финансовые показатели. В тоже время, подписание в ноябре 2020 года нового порядка оплаты изменения вида разрешенного использования в Москве кардинально изменило финансовые модели жилых проектов. Благо, что власти предусмотрели варианты получения льготы за счет строительства мест приложения труда в нужных для столицы территориях.

Таковы текущие реалии нашей отрасли. Теперь давайте посмотрим, какие сюрпризы, приятные и не очень, нам подготовили законодатели в 2021 году.

Закон о комплексном развитии территорий

Наиболее значимым для рынка недвижимости и строительства будет закон, который урегулирует процедуры комплексного развития территорий по всей России. Это так называемый «Закон о всероссийской реновации». Вдохновившись московским опытом, федеральные власти решили распространить его на всю страну. Марат Хуснуллин и его команда активно включились: 23 декабря 2020 года закон был принят в третьем и заключительном чтении в Государственной думе. Нет сомнений в том, что далее он будет подписан Президентом и начнет действовать в 2021 году.

Закон вносит изменения в Градостроительный и Жилищный кодексы. Суть нововведений в том, что устанавливаются основания и порядок реализации решений о признании территорий, подлежащих комплексному развитию. Также по-новому регулируется процесс сноса существующей жилой застройки, и устанавливается порядок расселения граждан, проживающих на территориях в зоне комплексной застройки.

Параметры территорий, подходящих под реновацию, теперь будут определять субъекты. Это дает возможность включать практически любые территории, которые по мнению местных властей должны быть комплексно застроены.

Для включения жилого дома в программу реновации необходимо, чтобы за это проголосовало 2/3 собственников квартир в доме. Для исключения дома из программы достаточно 1/3 голосов. Гражданам гарантируется предоставление равнозначного жилья, либо денежная компенсация.

Основная цель закона — обеспечить осуществление комплексной застройки территорий вместо ветхого жилья, бывших промзон и иных подобных пространств. Авторы законопроекта уверены в том, что реализация закона обеспечит улучшение качества жилищных условий граждан во всех регионах.

Очевидно, что новые правила дадут возможность девелоперам осуществлять комплексное строительство территорий вместо точечной застройки. При этом будут понятны правила расселения граждан, что позволит прогнозировать сроки реализации проекта. Компании могут получить право на осуществление комплексной застройки путем участия в конкурсе при наличии у них не менее чем 3-х летнего опыта в строительстве. Также необходимо наличие реализованных проектов площадью не менее 10% от объема, который они планирует возводить в рамках комплексной застройки.

Основываясь на опыте Москвы по реализации программы реновации, можно прогнозировать волну негатива и критики нового закона. Но волна должна сойти на нет, когда граждане увидят свою возможность получить жилье лучшего качества.

Закон даст мощный импульс развития как строительной отрасли, так и экономики в целом. Девелоперы получают понятные и необходимые инструменты для увеличения объемов строительства, что обеспечит наличие рабочих мест и рост налоговых платежей.

Читайте так же:
Ответственность в рф за незаконное навязывание услуг

Изменение законодательства в области государственной регистрации прав на недвижимость

Не столь существенные, но тем не менее интересные изменения планируются в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Предлагается сократить срок регистрации ДДУ с семи до пяти рабочих дней, а в случае поступления заявления и документов в электронной форме — до трех рабочих дней.

На рассмотрении в Государственной думе находится законопроект, который наделит органы власти полномочиями по выявлению собственников ранее учтенных объектов недвижимости. В отношении лица, которое возражает против решения о признании его собственником, должно будет вынесено решение суда, которое признает его собственником. Решение суда об установлении такого факта будет являться основанием для будущей регистрации права собственности лица на объект недвижимости.

Цель изменений – обеспечить выявление лиц, которые не оформляют права на земельные участки и строения на них, и не платят налог на имущество. После выявления собственников они будут обязаны платить налоги, что, в конечном итоге, приведет к пополнению бюджета.

Регистрация права совместной собственности

Планируется урегулировать осуществление регистрации права общей совместной собственности на недвижимое имущество без заявления одного из участников. Это будет возможно, если государственный регистратор располагает сведениями о возникновении права общей совместной собственности в силу закона.

Предполагается, что регистратор будет запрашивать в органах ЗАГС сведения о наличии супруга в рамках межведомственного взаимодействия. Далее он будет самостоятельно регистрировать право совместной собственности на имущество супругов на основании этих данных.

Налоговые изменения для покупателей квартир в новостройках

Одной из позитивных на общем фоне выглядит инициатива для покупателей квартир в новостройках. Планируется внести изменения в порядок расчета срока владения квартирой для возможности ее продажи без налоговых последствий.

Сейчас можно продать квартиру без уплаты налога, если ей владели в праве собственности не менее 5 лет. На квартиру, купленную по ДДУ, покупатели ранее получали право собственности только после окончания строительства, хотя оплатили стоимость квартиры за 2-3 года до этого. Законом планируется установить, что срок владения будет исчисляться с момента полной оплаты. Это позволит покупателю квартиры в новостройке продать ее без налога через 2-3 года после завершения строительства дома.

Легализация апартаментов

В середине ноября 2020 года активно обсуждалось принятие закона о статусе апартаментов. Цель закона — приравнять апартаменты к квартирам. Однако, данный законопроект так и не поступил на рассмотрение Государственной думы. Вероятно, все усилия команды Марата Хуснуллина в конце года были приложены к принятию закона о всероссийской реновации.

Тем не менее я уверен, что в 2021 году будет принят закон, который даст собственникам апартаментов права, схожие с собственниками квартир. Это позволит осуществлять постоянную регистрацию в апартаментах и снизит налоговое бремя для их владельцев.

Данный закон скорее всего запретит строительство новых апартаментов, что приведет к росту стоимости уже введенных объектов. Также последствием станет значительный пересмотр рынка недвижимости для небольших девелоперов, которые занимаются строительством или реконструкцией существующих зданий под апартаменты.

Безусловно, закон о всероссийской реновации станет драйвером строительной отрасли на ближайшие годы. Хочется надеется, что его практическое применение будет осуществляться с соблюдением баланса интересов жильцов территорий, попавших под комплексное развитие, и интересов застройщиков.

Помимо упомянутых мной изменений в части регистрации прав, также есть предпосылки к упрощению и масштабному переводу процессов регистрации прав на недвижимость в онлайн-формат.

В условиях пандемии главная задача для властей — обеспечить стабильность оборота и сделать правила регуляции отрасли понятными для застройщиков, инвесторов и покупателей квартир. Для законодателей сейчас критически важно не усугубить и без того сложные для всех участников рынка времена.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector