Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда жена имеет право просить развод по шариату

Таляк

О Пророк! Когда вы даете женам развод, то раз­во­дитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сро­ку и бойтесь Аллаха, вашего Гос­по­да. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не вы­ходят из них, если только они не совершат яв­ную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот по­сту­па­ет не­спра­ведливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Ал­лах, возможно, после этого решит иначе. ۝ Когда для них наступит установленный срок, ос­тавь­те их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите сви­де­те­ля­ми двух спра­ве­д­ли­вых мужей из вас и будьте сви­де­те­ля­ми ради Ал­лаха. Таково увещевание для тех, кто ве­ру­ет в Аллаха и в Последний день. Тому, кто бо­ит­ся Ал­ла­ха, Он создает выход из положения ۝ и на­де­ля­ет его уде­лом оттуда, откуда он даже не пред­по­ла­га­ет. Тому, кто упо­ва­ет на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до кон­ца Своё дело. Аллах ус­та­но­вил меру для каждой вещи. ۝ Для тех из ва­ших женщин, у которых пре­кра­ти­лись мен­стру­а­ции, если вы сомневаетесь, установленный для ра­з­вода срок равен трем месяцам, как и для тех, у ко­то­рых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не раз­ре­шат­ся от бремени. Тому, кто бо­ит­ся Ал­ла­ха, Он об­лег­ча­ет дела. ۝ Таково повеление Аллаха, ко­то­рое Он нис­пос­лал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он про­с­тит злодеяния и увеличит награду. ۝ По­селяйте их там, где вы живете сами – по ва­ше­му дос­тат­ку. Не при­чи­няй­те им вреда, желая сте­с­нить их. Если они бе­ре­мен­ны, то со­де­р­жите их, по­ка они не раз­ре­шат­ся от бремени. Ес­ли они кор­мят грудью для вас, то платите им во­зна­г­раж­де­ние и со­ве­туй­тесь между собой по-хорошему. Если же вы ста­не­те обременять друг друга, то кор­мить для него бу­дет другая женщина. ۝ Пусть об­ла­да­ющий до­с­тат­ком рас­хо­дует согласно сво­ему дос­тат­ку. А тот, кто сте­с­нен в средствах, пусть расходует из того, чем его ода­рил Аллах. Аллах не воз­ла­га­ет на человека сверх того, что Он да­ро­вал ему. После тяготы Аллах создает об­лег­че­ние.

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُوا الْعِدَّةَ ۖ وَاتَّقُوا اللَّهَ رَبَّكُمْ ۖ لَا تُخْرِجُوهُنَّ مِنْ بُيُوتِهِنَّ وَلَا يَخْرُجْنَ إِلَّا أَنْ يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُبَيِّنَةٍ ۚ وَتِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ ۚ وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُ ۚ لَا تَدْرِي لَعَلَّ اللَّهَ يُحْدِثُ بَعْدَ ذَٰلِكَ أَمْرًا فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُوا ذَوَيْ عَدْلٍ مِنْكُمْ وَأَقِيمُوا الشَّهَادَةَ لِلَّهِ ۚ ذَٰلِكُمْ يُوعَظُ بِهِ مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۚ وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مَخْرَجًا وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ ۚ وَمَنْ يَتَوَكَّلْ عَلَى اللَّهِ فَهُوَ حَسْبُهُ ۚ إِنَّ اللَّهَ بَالِغُ أَمْرِهِ ۚ قَدْ جَعَلَ اللَّهُ لِكُلِّ شَيْءٍ قَدْرًا وَاللَّائِي يَئِسْنَ مِنَ الْمَحِيضِ مِنْ نِسَائِكُمْ إِنِ ارْتَبْتُمْ فَعِدَّتُهُنَّ ثَلَاثَةُ أَشْهُرٍ وَاللَّائِي لَمْ يَحِضْنَ ۚ وَأُولَاتُ الْأَحْمَالِ أَجَلُهُنَّ أَنْ يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ ۚ وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَلْ لَهُ مِنْ أَمْرِهِ يُسْرًا ذَٰلِكَ أَمْرُ اللَّهِ أَنْزَلَهُ إِلَيْكُمْ ۚ وَمَنْ يَتَّقِ اللَّهَ يُكَفِّرْ عَنْهُ سَيِّئَاتِهِ وَيُعْظِمْ لَهُ أَجْرًا أَسْكِنُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ سَكَنْتُمْ مِنْ وُجْدِكُمْ وَلَا تُضَارُّوهُنَّ لِتُضَيِّقُوا عَلَيْهِنَّ ۚ وَإِنْ كُنَّ أُولَاتِ حَمْلٍ فَأَنْفِقُوا عَلَيْهِنَّ حَتَّىٰ يَضَعْنَ حَمْلَهُنَّ ۚ فَإِنْ أَرْضَعْنَ لَكُمْ فَآتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ ۖ وَأْتَمِرُوا بَيْنَكُمْ بِمَعْرُوفٍ ۖ وَإِنْ تَعَاسَرْتُمْ فَسَتُرْضِعُ لَهُ أُخْرَىٰ لِيُنْفِقْ ذُو سَعَةٍ مِنْ سَعَتِهِ ۖ وَمَنْ قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُ فَلْيُنْفِقْ مِمَّا آتَاهُ اللَّهُ ۚ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا مَا آتَاهَا ۚ سَيَجْعَلُ اللَّهُ بَعْدَ عُسْرٍ يُسْرًا

Имеет ли женщина право на развод?

– Расторжение брака (фасху ан-никах) установлено в шариате для защиты женщин от вреда, исходящего от мужа в материальном плане или в плане половых отношений. Женщина имеет право обратиться к имаму мечети с просьбой о расторжении брака, если муж сам отказывается дать развод или не в состоянии сделать это. Такое право женщине даётся: 1) если муж окажется сумасшедшим или потом, со временем станет сумасшедшим (даже, если есть надежда на выздоровление); 2) если муж окажется больным лепрой (болезнь, при которой сначала кожа краснеет, потом чернеет и начинает сыпаться) или потом заболеет этой болезнью; 3) если муж окажется больным проказой (болезнь, при которой кожа становится сильно белой, пятнистой) или потом заболеет этой болезнью; 4) если обнаружится, что у мужа нет полового органа или потом пришлось удалить его; 5) если муж окажется импотентом. Но, если муж хоть один раз вступил с ней в половые отношения, то она (жена) уже никогда не имеет право на расторжение брака.

Читайте так же:
Отвечает ли жена по договору займа мужа

После обнаружения всех перечисленных недостатков, если жена хочет расторгнуть брак, она имеет право это сделать, если обратится с такой просьбой к имаму сразу же, после их обнаружения, но если она не сделает этого сразу же, то она не имеет право на расторжение брака потом, со временем.

Если муж окажется импотентом, имам ему дает срок в один год для излечения, но, если после этого срока он останется таким же, жена имеет право расторгнуть брак.

Также жена имеет право на расторжение брака, если муж не в состоянии обеспечивать её минимальным обязательным обеспечением, установленным шариатом. Если же муж в состоянии её обеспечить, но не делает этого, жена не имеет право на расторжение брака, так как она имеет возможность потребовать от него всё необходимое через имама (или через суд). Если не известно местонахождение мужа и он не оставил имущества, которым жена может себя обеспечить, то, по мнению некоторых алимов, она имеет право расторгнуть брак. Также, по мнению некоторых алимов, если муж в состоянии обеспечить жену и не делает этого и жена не может добиться от него своего обеспечения через имама (или через суд), жена имеет право на расторжение брака.

После того, как жена обратится к имаму с просьбой о расторжении брака, имам дает мужу три дня, в течение которых муж должен начать обеспечивать её, и если он этого не сделает, то на четвёртый день имам расторгает их брак или дает ей (жене) разрешение на расторжение брака и она сама делает это. При расторжении брака имам говорит: «Я расторгаю брак»,- и называет имя мужа и жены, если жена сама расторгает с разрешения имама, то она говорит: «Я расторгаю свой брак».

После расторжения брака муж не имеет право на возврат жены (ружъат) до прохождения срока идды, что разрешается, если жене дать однократный или двукратный развод. После прохождения срока идды муж имеет право заново совершить махар с женщиной, которая расторгла с ним брак. Для этого нет условия, чтобы она вышла за другого мужчину и развелась с ним, в отличие от троекратного развода, после которого женщина не имеет право выйти заново за того же мужчину, который ей дал такой развод, а только в том случае, если она: 1) выйдет за другого, 2) вступит с ним в половой контакт, 3) разведётся с ним, 4) выдержит срок идды.

Если мужчина возобновит брак (после срока идды) с женщиной, которая расторгла раньше с ним брак, то она возвращается как новая жена, т. е. для мужа количество разводов не уменьшается, но если мужчина дал однократный или двукратный развод жене и вернул (сделал ружъат) её до прохождения срока идды или заново, после прохождения срока идды поставит с ней новый махар, то она возвращается к нему уже с уменьшенным количеством разводов.

Читайте так же:
Акт о бракованной ткани

Например, если муж давал однократный развод, то у него останется право на два развода, а если он давал двукратный развод, то у него остается право на один развод, т. е. если он и в дальнейшем даст только двукратный развод в первом примере и однократный во втором, то он уже не имеет право повторно на ней жениться, а только, если она выйдет замуж за другого и разведётся с ним («Фатхуль-Аллам»).

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Муж оставил супружеское ложе на полтора года

Супруги должны исполнять обязанности по отношению друг к другу, быть в хороших отношениях, прилагая для этого усилия и жертвуя собой, решать проблемы, которые возникают у них, в атмосфере любви и взаимопонимания, следуя в этом словам Всевышнего Аллаха:

Живите с ними достойно [1],

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый [2].

Мужу запрещено оставлять супружеское ложе на такой срок, если только это не случай, когда жена ослушается его и не исполняет свои обязанности. Только в этом случае он может покинуть супружеское ложе, пока она не покается, ведь Всевышний Аллах сказал:

وَاللاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا

А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий [3].

Если женщине не строптива, проявляет покорность, то мужу не дозволено оставлять жену по двум причинам.

Первая причина состоит в том, что муж обязан исполнять свои супружеские обязанности и хранить целомудрие супруги, иметь с ней половую близость в том количестве, в котором у нее есть необходимость, и на которое он физически способен.

Шейху Ибн Теймийи, да помилует его Аллах, задали вопрос о мужчине, который проявлял терпение на протяжении двух или трех месяцев и не имел половой близости с супругой, будет ли на нем грех? Обязан ли муж делать это?

Он ответил: Мужчина должен иметь половую близость с женой так, как это принято по обычаям. Это одно из самых подтвержденных прав жены, и это более важная обязанность мужа, чем кормление жены. Половой акт обязателен /ваджиб/. Некоторые (ученые) сказали, что он обязателен раз в четыре месяца. Другие считали, что он обязателен настолько, насколько у нее есть в нем потребность, а у него – сил совершать его, так же, как и в отношении кормления: он обязан предоставлять ей столько пищи, сколько ей необходимо, и сколько он может предоставить. И это более верное мнение из двух [4].

Вторая причина в том, что тот, кто отказывается иметь с женой, нестроптивой, половую близость в течение четырех месяцев, подобен человеку, который поклялся не приближаться к своей жене. Ему приказывают или совершить половой акт, или развести жену. Если муж откажется разводиться, то решение о разводе принимает шариатский судья.

Ученые Постоянного Комитета сказали: «Мужчина, который покинул супружеское ложе более чем на три месяца, то, если это было сделано из-за её ослушания и непокорности мужу в том, что она обязана как жена делать, и она после увещевания, напоминания о страхе перед Аллахом и о тех обязанностях, что она должна исполнять, продолжала ослушиваться его, то муж имеет право оставлять супружеское ложе столько, сколько будет необходимо, пока она не станет исполнять права мужа, и пока он не будет ею доволен…

Читайте так же:
Делится ли машина при разводе купленная за месяц до заключения брака

Что же касается оставления супружеского ложе более четырех месяцев, причиняя вред жене, хотя она не делала никаких упущений в отношении мужа, то он подобен человеку, который поклялся[5] не вступать с женой в супружеские отношения, даже если он не приносил этой клятвы, то ему отсчитывается срок. Если проходит четыре месяца, и он не возвращается к ложу супруги и не имеет с ней половой близости, несмотря на возможность совершения полового акта, и несмотря на то, что у жены не время менструации и не время послеродового кровотечения, то ему повелевают дать жене развод. Если муж отказывается дать жене развод и отказывается вернуться к ней, то её разводит шариатский судья, или он признает брак недействительным, если жена попросит этого»[6].

Мы советует Вам подумать, почему он оставил Вас. Возможно, Вы не украшались для него, возможно, он болеет, у него проблемы, или он нуждается в лечении.

Присядьте рядом с ним, поговорите спокойно, без упреков и брани, узнайте причины этой ситуации. Если это не поможет, то обратитесь к мудрым членам своей или его семьи, которые помогут решить этот вопрос. Если не будет пользы и в этом, то в этом случае на Вас не будет греха, если Вы обратитесь за решением этого вопроса к шариатскому судье и попросите развод ради того, чтобы удалить вред, который Вам был нанесен (невыполнением супружеских обязанностей).

Если же Вы изберете терпение и надежду на то, что Всевышний Аллах поведет Вашего мужа прямым путем, то в этом тоже нет греха, если пожелает Всевышний Аллах, но при условии, что это не будет для Вас трудно, и оставление супругом ложа не приведет к соблазну.

Может ли мусульманка развестись, если муж ей изменяет?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Во-первых, дурное предположение о мусульманине – один из тяжких скрытых грехов. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Оставьте явные грехи и скрытые» (сура «Аль-Ан’ам», аят 120).

وَذَرُواْ ظَاهِرَ الإِثْمِ وَبَاطِنَهُ

Совершение грехов – одна из причин заболевания сердца. Аллах говорит (смысл): «В тот день ни одному человеку не помогут его богатство или сыновья, а поможет только здоровое/чистое сердце от многобожия и лицемерия» (сура «Аш-Шуараъ», аяты 88, 89).

يَوْمَ لاَ يَنفَعُ مَالٌ وَلاَ بَنُون * إِلاَّ مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ سَلِيم

Мусульманка

Человек, подозревающий других в дурном, порицаем намного больше, чем прелюбодей, пьяница или вор, поскольку его греховная привычка не отходит от него, в отличие от тех грешников, которые грешат органами. Они (грехи органами) сравнительно коротки и стираются искренним раскаянием, просьбой к Аллаху о прощении за них и совершением благих поступков.

Ибну Мурдавайх и ибн ан-Наджар в своем «Тарихе» приводит хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Кто подумает плохо о своём брате по вере – тот подумал плохо о своём Господе. Ведь Аллах говорит (смысл): «О те, которые уверовали, остерегайтесь домыслов, подозрений…» (сура «Аль-Худжурат», аят 12).

Ибну Куддама аль-Макдиси, да смилуется над ним Аллах, в «Мухтасару Минхаджиль-касыдин» пишет: «Нельзя тебе подозревать мусульманина в плохом, кроме как в случае когда тебе что-то стало известным и его поступок не поддаётся никакому объяснению. Если тебе о брате по вере поведал доверенный (адль) и твоё сердце склонилось поверить сказанному им, на тебе не будет греха, поскольку, если ты обвинишь его во лжи, будешь тем, кто подумал плохо о нём (рассказавшем). Тебе нельзя думать об одном хорошо, а о другом плохо, напротив, в этой ситуации тебе следует разузнать, есть ли между ними обоими вражда или зависть, так можно будет рассеять подозрение.

Читайте так же:
Как выглядит серия и номер свидетельства о расторжении брака

Может ли жена развестись, если муж ей изменяет?

Во-первых, когда у тебя в голове появится плохая мысль о мусульманине, тебе следует проявить заботу о нём и сделать ему хорошее дуа, это разгневает шайтана и отдалит его от тебя. И он не сможет подбрасывать тебе дурное о твоём брате по вере из опасений, что ты позаботишься о нём и сделаешь для него хорошее дуа. А если ты уверенно знаешь о чьей-либо ошибке/грехе, сделай ему наставление наедине.

Знай же, что одним из плодов домыслов и подозрений является слежка. Сердце человека не довольствуется подозрением, оно желает узнать истину и начинает шпионить, а это запрещено в Исламе, поскольку приводит к разоблачению тайны личной жизни мусульманина.

Во-вторых, шпионство в основе своей является грехом, ибо Аллах в Коране сказал: «<…> не следите за людьми, чтобы узнать об их ошибках» (сура «Аль-Худжурат», аят 12). В изречении Посланника Аллаха ﷺ сказано: «О люди, кто уверовал языком, но при этом иман не дошёл до их сердца, не наносите вреда мусульманам, не упрекайте их, не выискивайте их ошибки. Ибо Аллах будет выискивать ошибки того, кто будет выискивать ошибки своего брата по вере. А чьи ошибки станет выискивать Аллах – того Он опозорит, даже если его ошибки/грехи будут сокрыты внутри его дома». Хадис привёл имам ат-Тирмизи от Ибну Умара, да будет доволен ими обоими Аллах.

يَا مَعْشَرَ مَنْ أَسْلَمَ بِلِسَانِهِ وَلَمْ يُفْضِ الإِيمَانُ إِلَى قَلْبِهِ, لا تُؤْذُوا المُسْلِمِينَ, وَلا تُعَيِّرُوهُمْ, وَلا تَتَّبِعُوا عَوْرَاتِهِمْ, فَإِنَّهُ مَنْ تَتَبَّعَ عَوْرَةَ أَخِيهِ المُسْلِمِ تَتَبَّعَ اللهُ عَوْرَتَهُ, وَمَنْ تَتَبَّعَ اللهُ عَوْرَتَهُ يَفْضَحْهُ وَلَوْ فِي جَوْفِ رَحْلِهِ

Может ли жена развестись, если муж ей изменяет?

В-третьих, обвинение в прелюбодеянии порядочного мужчины и порядочной женщины запрещено, это один из тяжких грехов. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Тех же, кто обвиняет порядочных женщин в прелюбодеянии, не имея четырёх свидетелей, видевших её прелюбодеяние, высеките 80 ударами палкой и не принимайте их свидетельство не в чём, поскольку они грешники, совершившие тяжкий грех» (сура «Ан-Нур», аят 4).

وَالَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَأْتُوا بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاء فَاجْلِدُوهُمْ ثَمَانِينَ جَلْدَةً وَلاَ تَقْبَلُوا لَهُمْ شَهَادَةً أَبَدًا وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُون

Обвинение благочестивой женщины в измене – один из семи смертных грехов, как об этом сообщается в одном из изречений Посланника Аллаха ﷺ , переданном в хадисе: «“Опасайтесь совершить один из семи смертных грехов”, – сказал сподвижникам Посланник Аллаха . Тогда сподвижники спросили: “О Посланник Аллаха, какие же это грехи?”. Пророк ответил: “Придание Всевышнему сотоварища, колдовство, убийство невинного человека, поедание средств, полученных путём ростовщичества, поедание имущества сироты, дезертирство во время сражения и обвинение благочестивых, порядочных, верующих женщин”». Этот хадис привели имамы аль-Бухари и Муслим.

اجْتَنِبُوا السَّبْعَ المُوبِقَاتِ, قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ وَمَا هُنَّ؟ قَالَ: الشِّرْكُ بِاللهِ, وَالسِّحْرُ, وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِي حَرَّمَ اللهُ إِلا بِالْحَقِّ, وَأَكْلُ الرِّبَا, وَأَكْلُ مَالِ اليَتِيمِ, وَالتَّوَلِّي يَوْمَ الزَّحْفِ, وَقَذْفُ المُحْصَنَاتِ المُؤْمِنَاتِ الغَافِلاتِ

В-четвёртых, женщине грешно требовать развода у своего супруга без обоснованной по Шариату причины, поскольку Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Женщина, просящая развода у своего мужа без обоснованной по Шариату причины, не почувствует даже запаха Рая», т. е. она не войдёт в него. Хадис приводят имам Ахмад, Абу Давуд, и ат-Тирмизи, давая оценку хадису «хасан».

أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاقًا مِنْ غَيْرِ بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الجَنَّةِ

Может ли жена развестись, если муж ей изменяет?

Заключение:

Верующей женщине следует хорошо думать о своём супруге, жить с ним с соблюдением этики супружеской жизни. Если у женщины имеются сомнения в отношении верности ей её мужем, ей следует указать ему на благое и увещевать от запретного, как и во всех других случаях. Если же выяснится, что супруг женщины, да остережёт Всевышний, занимается прелюбодеянием и постоянствует в этом, она может просить у него развода.

Читайте так же:
Жена военнослужащего может ли взять пенсию мужа

А лишь из-за подозрений просить развод женщине грешно, ей нельзя просить развод у своего мужа. А Аллах знает лучше.

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Арслан Шахбулатов: Развод в Исламе, произошедший без свидетелей, признается действительным

Разводы в мусульманских семьях достаточно редки, но и здесь они имеют место быть. Не каждый союз выдерживает испытания временем и жизненными обстоятельствами. Несмотря на то, что сохранение семьи является одной из главных целей исламского законодательства о браке, расторжение его допускается. В отличие от некоторых других религиозных традиций, исламское учение не настаивает на абсолютном, категорически нерасторжимом характере брачного союза. Каково отношение к разводу в Исламе, кто из супругов имеет право подать на развод и при каких обстоятельствах, корреспонденту ИА «Грозный-информ» рассказал советник муфтия Чеченской Республики Арслан Шахбулатов.

Q: Каково отношение к разводу в Исламе?

R: Отношение к разводу в Исламе негативное, но есть причины, по которым развод может быть обязательным, дозволенным, запрещенным или нежелательным — это решают компетентные имамы, алимы.

Q: Имеет ли право супруга подать на развод, и в каких случаях?

R: Да, имеет. Если муж не обеспечивает жену жильём, пропитаем и сезонной одеждой, тогда жена должна обратиться к местному имаму, чтобы он решил этот вопрос. Ну, а если жена простит мужу неисполнение своих обязанностей, дабы сохранить семью, тогда Аллах вознаградит ее за это.

Q: Имеет ли право супруг подать на развод, и в каких случаях?

R: Понятия «супруг подает на развод» нет в Исламе. Мужчина имеет право дать развод в любое время и в любом месте, но, как и указана выше, в Исламе есть несколько причин для развода. Нужно это учитывать.

Q: Признается ли развод, совершенный без свидетелей, действительным?

R: Развод, который по каким-либо причинам прошел без свидетелей, является действительным. Но во время развода иметь двух свидетелей является сунной.

Q: Может ли супруг развестись с женой, которая беременна?

R: Супруг может дать своей беременной жене развод. Срок идда разведенной беременной женщины заканчивается сразу после рождения ребенка.

Q: Как происходит процедура развода?

R: Слова развода делятся на два вида: прямой смысл и переносный смысл. Прямой смысл – «я дал тебе развод» — тут намерения не имеют значения. Переносный смысл – «иди к себе домой», «ты свободна», «ты мне больше не жена» — слова, которые нуждаются в намерении.

Q: Могут ли дети после развода остаться с матерью, и в каких случаях?

R: Согласно шариату Пророка Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и по мазхабу великого ученого Имама Шафии, до семи лет ребенок остается с матерью. Если мать религиозная и может дать хорошее воспитание своим детям, то они должны быть с матерью до определенного времени то есть до семи лет. Ну, а если она не соответствует нормам, то право переходит к бабушке по линии матери. Но, несмотря на то, что дети находятся у матери, отец должен нести ответственность за правильное воспитание, следить, как они растут и обеспечивать своих детей пропитанием и одеждой.

Башир Саутиев

Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА «Грозный-информ» обязательна.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector