Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жилье для инвалидов и детей-инвалидов: как получить и при каких условиях

Жилье для инвалидов и детей-инвалидов: как получить и при каких условиях

Где в законе прочитать условия предоставления жилья инвалидам?

Предоставление жилья и улучшение жилищных условий регулируются следующими документами:

— Статьями 17 и 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

— Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 (с изм. от 13.03.2014) «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»

— Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Кто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Человек может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в нескольких случаях.

Во-первых, если на каждого члена семьи в результате приходится меньше квадратных метров, чем установлено субъектом.

Во-вторых, если человек живет в квартире или доме, который не отвечает санитарным и техническим требованиям.

Кроме этого, улучшение жилищных условий необходимо, если в квартире живет несколько семей. Но при условии, что среди них есть люди с тяжелыми хроническими заболеваниями. Список таких заболеваний можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Также условием для улучшения условий может быть проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений, а также проживание в общежитиях. Однако в этом случае речь не идет о сезонных и временных работниках, а также о тех, кто работает по срочному трудовому договору или переехал из-за учебы.

Еще одно условие – проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда или в домах жилищно-строительных кооперативов. Либо в жилых помещениях, принадлежащих другим гражданам, если при этом у самого человека нет своей квартиры.

​Какие документы нужны для постановки на учет инвалидов?

Для постановки на учет необходимы следующие документы:

— выписка из домовой книги;

— копия финансового лицевого счета;

— копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;

— другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).

Все документы должны быть приложением к соответствующему заявлению на улучшение жилищных условий.

Куда нужно подавать документы, чтобы встать на учет инвалиду?

Встать на учет инвалидам и семьям с детьми-инвалидами для улучшения жилищных условий можно по месту жительства. В таком случае на учет вас должен ставить уполномоченный орган местного самоуправления или должностное лицо.

Также на учет можно встать по месту работы – на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Когда жилье дается на условиях социального найма, а когда в собственность?

Порядок предоставления жилья в собственность или по договору социального найма определяется законодательством конкретного субъекта. Для того, чтобы узнать условия в вашем регионе, обратитесь в местную администрацию – вам обязаны их разъяснить. Самостоятельно найти соответствующий акт будет довольно трудно.

Чем отличаются условия для вставших на учет до 1 января 2005 года и после?

Учет вставших до 1 января 2005 года регулируется статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

А лица, вставшие на учет после 1 января 2005 год, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством. О чем именно идет речь, не уточняется, однако можно предположить, что о статье 57 Жилищного кодекса РФ. В ней разъясняется порядок предоставления жилья по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Существенное различие заключается в том, что люди, вставшие на учет до 1 января 2005 года, могут получить денежные средства для приобретения жилья из специального фона соответствующего субъекта, средства которому уже были перечислены. Также они сохраняют право получить жилье по договору социального найма (статьи 31 Федерального закона № 181 и положения статьи 6 Федерального закона № 189). Вставшие на учет после 1 января 2005 года получают жилье в порядке очередности, то есть в зависимости от того, когда они были поставлены на учет.

В чем особенность условий предоставления жилья детям-инвалидам?

Дети-инвалиды, которые живут в организациях соцобслуживания, являются сиротами или остались без попечения родителей, могут получить жилье вне очереди при достижении 18 лет. Если индивидуальная программа реабилитации или абилитации предусматривает возможность самообслуживания и разрешает вести ребенку-инвалиду самостоятельный образ жизни.

Какие особенности есть для людей, страдающих тяжелыми заболеваниями?

В п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации говорится, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Это же подтверждается в частности п. 4 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) (ред. от 08.12.2010).

Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий независимо от времени постановки на учет. Перечень таких заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Следует обратить внимание, что с 1 января 2018 года он утратит силу и перечень будет установлен Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154).

КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

Читайте так же:
Мфц льготы для ветеранов труда

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище. Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

Читайте так же:
Льготы родителям у которых ребенок инвалид

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством. При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние. Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

Не один дома

За защитой права своей дочери воспитываться в полной семье и проживать с обоими родителями обратилась Альбина Шакирова из Уфы. Альбина и ее муж Марат воспитывают троих девочек, одна из которых инвалид, и живут с матерью мужа, его братом и племянницей. Поэтому семья с 2013 года состоит на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий в качестве малоимущих и имеющих ребенка-инвалида.

Карина Шакирова страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Поэтому по статье 57 ЖК семья имеет право на предоставление жилья вне очереди. Октябрьский районный суд Уфы согласился с доводами ее матери и постановил предоставить семье квартиру общей площадью не менее 84 квадратных метров. Однако это решение было отменено Верховным судом Республики: право на внеочередное жилье имеет только ребенок-инвалид, с ним может проживать мать, поэтому площадь жилья Шакировых должна быть не 84, а только 42 метра.

Фото: Depositphotos.com

Жалобу на это решение Альбина отправила в Конституционный суд РФ, ведь в соответствии с Основным законом страны "забота о детях — равное право и обязанность родителей", а согласно статье 54 Семейного кодекса ребенок имеет право на совместное с ними проживание. Семья Шакировых была поставлена на учет как малоимущая, то есть все ее члены имеют право на получение жилья от государства, хотя только Карина — вне очереди.

— Считаем, что определения судов в данном случае нарушают конституционные права всех заявителей, поскольку ведут к разделению семьи и проживанию в разных жилых помещениях, делая невозможным полноценное осуществление ухода за ребенком-инвалидом. Фактически уход в данном случае будет осуществляться только одним из родителей, — указано в жалобе.

КС обосновал свое решение на ранее вынесенных правовых позициях суда. Так, законодатель вправе регулировать порядок и очередность обеспечения нуждающихся жильем, выделяя вне очереди особые категории граждан. Однако исходя из принципов равенства в подобных случаях право предоставляется именно гражданину, а не его семье. В то же время "действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида — также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи и устанавливает обязанность родителей проживать совместно с ребенком".

Читайте так же:
Пенсионные льготы родителям детей инвалидов детства

Фото: Юлия Суконкина/РГ

Судьи также отметили, что предоставление жилья в расчете лишь на самого ребенка-инвалида делает льготу "иллюзорной", поскольку родители либо откажутся от нее, либо встанут перед лицом существенных трудностей, что противоречило бы и государственному постулату о защите семьи, материнства и детства, и статье 40 Конституции РФ.

Однако оспоренная статья 57 ЖК РФ, по мнению судей, сама по себе не противоречит Конституции, поскольку в случае с детьми-инвалидами "обязывает правоприменительные органы обеспечивать баланс прав и законных интересов несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий". То есть суду не возбраняется принять решение о выделении жилья на всю семью. Правда, принимая во внимание "наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади". КС считает возможным внесение уточнений в статью 57 ЖК РФ в отношении несовершеннолетних — "не исключая как прямое распространение действия пункта 3 части 2 статьи 57 на семьи с детьми-инвалидами, так и установление иных способов защиты их прав". Дело семьи Шакировых подлежит пересмотру.

Инвалидам две очереди: на закрытие долгов по жилью может потребоваться еще 20 лет

Государственные органы не справляются с обеспечением жильем инвалидов, полагают в Счетной палате. Если ситуация не изменится, то закрыть очередь из тех, кто встал на учет еще до 2005 года, получится не раньше чем к 2045-му, отмечается в отчете ведомства, с которым ознакомились «Известия». Ранее планировалось, что это будет сделано в 2020-м. Недостаток финансирования и непрозрачность систем отчетности усугубляется в том числе нехваткой жилого фонда в регионах, подходящего для проживания людей с ограниченными возможностями.

11 миллионов

Своей очереди на получение жилья в России сейчас по-прежнему ожидают около 40 тыс. инвалидов, вставших на учет еще до 2005 года. К началу 2020-го, согласно данным Счетной палаты, в очереди оставались 42 тыс. человек.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, рассчитанной на период до 2020 года, предполагалось, что долги перед ними будут закрыты до конца этого года. Однако вероятнее всего эта цель не будет достигнута ни в этом году, ни в ближайшие годы в принципе.

К такому выводу пришли специалисты Счетной палаты, проанализировавшие ситуацию с обеспечением жильем инвалидов в регионах России в 2018–2019 годах. Анализ проводился в 85 субъектах в первой половине 2020 года, материалы отчета есть в распоряжении «Известий».

«Государство пока не выполнило свои обязательства по улучшению жилищных условий инвалидов. Темпы предоставления господдержки настолько низкие, что зачастую инвалиды просто не успевают реализовать свое жилищное право. Для решения проблемы не хватает финансовых ресурсов и подходящего жилья», — подчеркивается в выводах ведомства.

Инвалидам две очереди: на закрытие долгов по жилью может потребоваться еще 20 лет

Если текущая ситуация не изменится, не исключено, что ликвидировать очередь из тех, кто попал в нее еще до 2005 года, получится не раньше чем через 20 лет, заключают аудиторы. Не удается решить жилищные проблемы и тем, кто встал на учет позднее.

«На сегодняшний день в органах местного самоуправления на жилищном учете состоит около 2,5 млн малоимущих граждан, из них инвалидов порядка 63 тыс. человек. В 2019 году улучшили жилищные условия только 3% общего количества очередников», — следует из отчета аудиторов.

Общая численность инвалидов в стране, по их подсчетам, составляет около 11,2 млн человек, это 9,6% от всего населения. В том числе среди них 688 тыс. детей. При этом как сами люди с ограниченными возможностями, так и семьи с детьми-инвалидами часто относятся к категории малоимущих граждан, которые проживают в плохих условиях, вовсе не имеют собственного жилья или не имеют достаточного количества квадратных метров на одного человека.

Сосредоточились по центру

Наиболее сложной, по данным ведомства, является ситуация в Центральном федеральном округе. Там не обеспечены жильем 20,2% инвалидов. В Северо-Западном, Приволжском и Северно-Кавказском федеральных округах этот показатель составил 18%, 18,5% и 17,4% соответственно.

Почти половина — 45,7% инвалидов (19,4 тыс. человек), нуждающихся в улучшении жилищных условий, сосредоточены в шести субъектах. Это Москва, Санкт-Петербург, Чеченская Республика, Дагестан и Татарстан, а также Пермский край. Самые небольшие очереди зафиксированы в Магаданской области, ЕАО, Ненецком и Чукотском автономном округах, говорится в выводах специалистов ведомства.

Меры социальной поддержки, положенные людям с ограниченными возможностями, определяются в России двумя ключевыми законами — «О социальной защите инвалидов» и «О ветеранах».

Претендовать на получение жилья от государства могут инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.

Инвалидам две очереди: на закрытие долгов по жилью может потребоваться еще 20 лет

Люди, вставшие на учет до 2005 года, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, причем основным критерием при распределении средств является нуждаемость. Для тех, кто обратился в государственные органы после 2005 года, ключевыми критериями являются нуждаемость и имущественное положение. Инвалиды Великой Отечественной войны могут претендовать на улучшение жилищных условий вне зависимости от своего имущественного положения. Отдельные категории могут претендовать на получение жилья без очереди — например, дети-инвалиды с тяжелыми заболеваниями.

«С 2018 года в среднем потребность регионов в средствах федерального бюджета удовлетворялась всего на 5%. Это позволяло обеспечивать в течение одного года от 3 до 6% общего числа очередников», — говорится в выводах Счетной палаты.

Еще одна особенность заключается в непрозрачности отчетов, поступающих из регионов, и отсутствии информационной системы, позволяющей обобщить все данные и получить реальную картинку по количеству нуждающихся в жилье инвалидов, а также об эффективности предпринимаемых в этом отношении мер.

Так, с 2018 года в России действует федеральный реестр инвалидов, призванный обобщить информацию об этих категориях граждан. В Пенсионном фонде России указывают, что он содержит «все необходимые сведения» о каждом гражданине с инвалидностью. Однако в реестре нет информации ни о нуждаемости включенных в него граждан — хотя это один из основных критериев обеспечения жильем, — ни об их фактическом обеспечении жилплощадью, выяснили аудиторы.

Другие источники — в том числе единая государственная система социального обеспечения и комплексная информационная система Минстроя, — всей необходимой информации также не содержат.

Читайте так же:
Зубопротезирование федеральным льготникам

Квартир просто нет

Точная и хорошо систематизированная информация нужна в том числе для того, чтобы отслеживать эффективность социальных выплат, которые в регионах предпочитают делать вместо предоставления жилья.

Предполагается, что на эти средства очередники смогут самостоятельно приобрести квартиру, например, по договору долевого строительства. В 2018 году выплаты получил 71%, получивших господдержку, в 2019-м — 79,5%.

Однако проблему это чаще всего не решает, уверены в Счетной палате. Во-первых, средний размер выплаты в регионах — около 700 тыс. рублей, — меньше рыночной стоимости жилья. Из-за этого те, кто не может привлечь дополнительные средства, — а речь прежде всего идет о нуждающихся людях, — от ее получения попросту отказываются. Во-вторых, полагают в Счетной палате, во многих регионах не регламентирован порядок ее использования. Из-за этого деньги могут быть направлены на приобретение жилья, меньшего по площади, чем необходимо, или находящегося в аварийном состоянии.

В результате этих сложностей очередь идет на убыль естественным путем — кто-то из нуждающихся решает свои проблемы самостоятельно, кто-то лишается инвалидности, кто-то умирает. По данным аудиторов, среди 2,5 тыс. человек, снятых с учета в 2011–2019 годах, господдержку в реальности получили меньше четверти — 24,4%. В 2018 году таких было 3% очередников при том, что утратили право на улучшение жилья 25%. В 2019-м их было 6% и 12% соответственно.

Инвалидам две очереди: на закрытие долгов по жилью может потребоваться еще 20 лет

При этом в муниципальных фондах чаще всего просто нет жилья, подходящего для проживания инвалидов.

«Обследование жилых помещений в регионах показало, что большая часть жилищного фонда в России не приспособлена для проживания инвалидов, в первую очередь колясочников. По информации региональных органов исполнительной власти, общее количество неприспособленных жилых помещений, занимаемых инвалидами, составляет более 1 млн», — подчеркивается в выводах Счетной палаты.

Со сложностями при получении положенного жилья связаны около 80% обращений, поступивших в столичный фонд правовой защиты инвалидов «Без барьеров» — за последние два года это около 2 тыс. случаев, рассказывает «Известиям» его директор Светлана Носачева. Большая часть, по ее словам, связана с бюрократическими сложностями при постановке на учет.

В частности, в 2016 году было принято постановление правительства, по которому жилые помещения и помещения общего пользования в многоквартирных домах могут быть признаны не приспособленными для проживания людей с ограниченными возможностями, включая тех, у кого есть стойкие расстройства слуха, зрения и двигательного аппарата. В этом случае они вправе встать в очередь на получение нового жилья или потребовать проведения дополнительных работ.

— Начнем с того, что до прошлого года в Москве обследованием квартиры и подъезда занимались не межведомственные комиссии, как прописано в постановлении, а рабочие группы, не имеющие полномочий. В результате людям приходилось заново подавать заявления в префектуру и заново проходить все обследования, — рассказывает она.

А для того чтобы получить специальную отметку в программе реабилитации, необходимую для постановки на учет, в столице долгое время требовалось письмо от департамента имущества, получить которое, в свою очередь, нельзя было без наличия отметки в программе реабилитации, из-за чего возникал замкнутый круг.

Обращения с просьбами помочь реализовать право на получение жилья поступают регулярно, рассказали «Известиям» во Всероссийском обществе инвалидов (ВОИ). Большая часть из них — от людей, имеющих проблемы с мобильностью, в основном колясочников, или родителей таких детей. Для них проживание в неприспособленном жилье является критичным и фактически лишает их возможности вести активную жизнь, регулярно выходить на улицу, а следовательно — и пользоваться условиями, созданными там в рамках программы «Доступная среда», указывает глава общества, депутат Госдумы Михаил Терентьев.

«Полное отсутствие бюджета»

Любое решение по обеспечению жильем ребенка-инвалида — это несколько лет работы, даже если речь идет о детях, которые могут претендовать на получение квартир вне очереди, рассказывает руководитель детского правозащитного проекта «Патронус», адвокат Светлана Викторова.

— Большая часть ограничений при постановке на учет связана с подсчетом метража. В Москве, например, жилищная норма постановки на жилищный учет — менее 10 м на человека. При этом учитывается собственность всех зарегистрированных — считаются все квадратные метры, включая дачные дома. То есть если с инвалидом зарегистрированы, например, мама, папа, бабушка, и у папы есть недвижимость где-то еще, им могут отказать, потому что общий размер площади будет превышать учетную норму, — объясняет собеседница издания.

С другой стороны, указывает Светлана Носачева, в столичных новостройках сейчас учитываются основные требования для проживания инвалидов-колясочников. Они оборудованы грузовыми лифтами и не имеют лестниц при входе в подъезд (так называемый нулевой этаж). Сложнее ситуация с переоборудованием домов старого фонда.

Льготная ипотека для инвалидов

Государство стремится обеспечить собственным жильем граждан из социально незащищенных слоев населения, не способных самостоятельно приобрести недвижимость. По закону лицам с инвалидностью доступно оформление ипотечного кредита с господдержкой. Рассмотрим, какие льготные программы существуют на сегодняшний день и в чем особенности оформления ипотеки для инвалидов.

Ипотека для инвалидов на общих основаниях

В российских банках не предусмотрено специальных программ для инвалидов. Поэтому данной категории заемщиков приходится оформлять кредит на общих основаниях либо пытаться получить льготы от государства.

Сложности в получении

Получение ипотеки на стандартных условиях таит в себе немало сложностей.

Финансовые организации готовы сотрудничать только с работающими гражданами, имеющими легкую степень инвалидности. Однако практика показывает, что инвалидам 2 группы оформить ипотеку достаточно сложно. Это связано с наличием большого числа нюансов. Так, существуют споры относительно степени тяжести различных заболеваний, а также трудоспособности граждан.

Чтобы получить одобрение по кредиту, заемщику потребуется подтвердить свою платежеспособность и занятость. Кроме того, необходимо, чтобы состояние здоровья человека позволяло ему вести полноценную жизнь и работать. Как правило, при 3 группе получить ипотеку на общих условиях можно без каких-либо сложностей. Если же заемщик не трудоустроен и получает только социальную пенсию, ему стоит обратиться в Сбербанк.

Одним из важных условий получения ипотеки в большинстве финансовых организаций является оформление страховки. Инвалидность заемщика, подтвержденная документально, означает наличие у него проблем со здоровьем. Поэтому стоимость полиса в таком случае будет определенно выше.

Клиент должен доказать кредитору свою платежеспособность. На принятие положительного решения по заявке могут повлиять следующие факторы:

  • наличие у заемщика в прошлом успешно выплаченных кредитов (оформленных уже после получения инвалидности);
  • отсутствие штрафов и просрочек по кредитам;
  • стабильный ежемесячный доход помимо пенсии (прибыль от сдачи жилья в аренду, заработная плата);
  • низкий риск утраты трудоспособности.

Сотрудник банка при оформлении заявки тщательно проверяет все документы: медицинские справки и заключения, сведения о работе, размере заработной платы и начисленной пенсии.

Читайте так же:
Инвалид 3 группы льготы на жд билеты

Инвалиды 1 группы могут получить кредит только через брокерское агентство или оформить ипотеку по двум документам. Такой вид кредитования предлагают многие компании – Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Дельтакредит, Россельхозбанк и другие. Страховые компании, как правило, отказываются сотрудничать с такой категорией граждан.

Чтобы повысить вероятность одобрения заявки на ипотеку, клиент может предоставить документы, подтверждающие наличие у него ликвидного имущества – как движимого, так и недвижимого. Кроме того, заемщик с ограниченными возможностями может найти поручителя, полностью соответствующего всем требованиям кредитора. Немаловажным для клиента является также наличие положительной кредитной истории.

Некоторые банки готовы одобрить инвалидам заявку на кредит, если заемщик подпадает под одну из льготных программ: молодая семья, сотрудник бюджетной сферы, молодой специалист или военнослужащий.

В Сбербанке оформление ипотечного кредита на общих основаниях или по двум документам доступно любому пенсионеру, независимо от его категории здоровья. Основным требованием является ежемесячный доход, достаточный для оплаты задолженности и нормальной жизни заемщика. Плюсом будет получение пенсии на карту Сбербанка – так кредитор сможет отследить движение средств на вашем счете.

Особенности страхования

При оформлении ипотеки заемщик заключает также договор страхования – это обычная практика. Однако приобретение страховки для лиц с ограниченными возможностями имеет ряд особенностей:

  • Для инвалидов полис страхования обойдется дороже, чем для стандартных заемщиков. Это связано с тем, что риск потери трудоспособности в таком случае более высокий. Заемщик должен застраховать не только объект ипотеки, но и свою жизнь и здоровье. При этом сумма страховки может достигать 10−15% от стоимости приобретаемого жилья.
  • Оформить полис страхования могут только лица с легкими группами инвалидности, хотя некоторые страховщики устанавливают ограничения для второй группы, объясняя это высокими рисками наступления страхового случая.
  • Для оформления страхового полиса клиент должен предоставить в СК медицинские документы, подтверждающие его работоспособность.
  • Заключить договор страхования разрешается только в компании, одобренной кредитором. Как правило, это страховщик, доказавший свою репутацию.

Ситуации разных заемщиков могут сильно отличаться друг от друга. Поэтому каждое обращение рассматривается в индивидуальном порядке. Если вы инвалид, не стоит обращаться в банки, выдающие кредит только при страховании жизни заемщика. В некоторых финансовых организациях предусмотрена возможность отказа от этой страховки. Ставка в таком случае будет выше, однако иногда клиенту выгоднее переплатить процент по ипотеке, нежели купить дорогостоящую страховку.

Льготная ипотека с господдержкой

Для лиц с ограниченными возможностями существуют меры государственной и региональной поддержки. В зависимости от условий программы средства государственной субсидии можно использовать в качестве первоначального взноса или направить на погашение имеющейся задолженности по ипотечному займу.

Постановка на учет

Для постановки на учет инвалиды 1,2 или 3 группы должны соответствовать определенным критериям. На получение государственной поддержки претендуют лица:

  • не имеющие собственной жилплощади и проживающие в течение длительного времени в жилье государственного, муниципального или общественного фондов по договору найма или поднайма, а также в арендованном помещении;
  • проживающие в помещениях, не соответствующих санитарным и техническим условиям, а также утвержденным в регионе нормативам жилой площади;
  • проживающие в коммунальных квартирах и общежитиях;
  • в одной квартире проживают две семьи или более.

Также при распределении субсидий имеет значение, когда гражданин был поставлен на учет. В приоритете лица, зарегистрированные до 2005 года. Остальным заемщикам придется дожидаться своей очереди. Учитывая ограниченный бюджет и большое число лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ожидание может занять несколько лет.

Особенности субсидирования

Постановка граждан на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, не зависит от группы инвалидности. Инвалиды детства тоже могут претендовать на получение льгот, однако им потребуется собрать большой пакет документации. Кроме того, необходимо иметь постоянный доход, чтобы выплачивать оставшуюся часть займа.

Инвалиды, имеют право на получение разных видов господдержки:

  • сертификат на первоначальный взнос или погашение части долга;
  • сниженная за счет бюджетных средств процентная ставка (разницу компенсирует государство).

За реализацию льготных ипотечных программ отвечают региональные власти. В исключительных случаях лица с тяжелыми формами заболеваний могут получить субсидию, покрывающую размер займа целиком.

Недостатки льготных кредитов для инвалидов

Несмотря на то, что инвалиды являются социально незащищенной категорией и имеют право на улучшение жилищных условий, ипотечные программы для лиц с ограниченными возможностями не до конца проработаны и имеют недостатки:

  • Получить ипотеку на стандартных условиях могут только работающие инвалиды 2 и 3 групп. При 1 группе, даже получая пенсию, достаточную для совершения ежемесячных платежей, не приходится рассчитывать на одобрение кредита.
  • Чтобы получить льготу по ипотеке, необходимо дождаться своей очереди. Это может затянуться на несколько лет, поскольку решение жилищного вопроса зависит от местного бюджета. Условия программ в разных регионах могут отличаться, поэтому лучше обратиться в местную администрацию и узнать все подробности.
  • Чтобы получить субсидию, гражданин с ограниченными возможностями должен доказать, что условия его проживания не соответствуют общепринятым нормам. Для остальных инвалидов средства из бюджета не выделяются.
  • Банки редко готовы пойти навстречу инвалидам, поскольку не хотят принимать на себя дополнительные риски. Опасаясь невозврата кредитных средств, финансовые компании просто отказывают таким заемщикам в ипотеке.

На данный момент работа по обеспечению лиц с ограниченными возможностями жильем находится на невысоком уровне.

Если вам отказывают в предоставлении льгот или в ипотеке на обычных условиях, специалисты рекомендуют решать проблему в судебном порядке.

Альтернативные пути решения жилищной ситуации

Существуют и другие пути, позволяющие лицам с ограниченными возможностями приобрести собственное жилье:

  • стать участником других социальных программ: государственных или действующих в вашем регионе;
  • приобрести жилье за собственные средства;
  • занять необходимую сумму у родственников или друзей;
  • взять нецелевой кредит;
  • обратиться в органы местного самоуправления с заявлением, поскольку инвалиды имеют право на выделение им муниципального жилья по договору найма;
  • обратиться к профессиональным брокерам или оформить ипотеку по 2 документам в Сбербанке.

При выборе подходящего варианта ориентируйтесь на вашу конкретную ситуацию. Изучите все доступные вам варианты, сравните предлагаемые условия. Определите, насколько это выгодно для вас.

Заключение

Пока что в российских банках не предусмотрено специальных программ для приобретения жилья гражданами с ограниченными возможностями. Зачастую выходом для данной категории становится ипотека на обычных условиях, однако и ее оформить могут далеко не все. Инвалидам сложно документально подтверждать свою трудоспособность. Кроме того, могут возникнуть проблемы при оформлении страховки. Чтобы стать участником льготных государственных программ, заемщику необходимо доказать потребность в улучшении жилищных условий, а также дождаться своей очереди, что непросто сделать, учитывая количество претендентов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector