Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Начисление процентов по договору займа — проводки

Начисление процентов по договору займа — проводки

Заем — это передача денежных средств (или иных средств платежа) в долг, происходящая между физлицами или юрлицами, а также между юрлицом и физлицом. В этой процедуре никогда не участвует кредитная организация, поскольку операции с ее участием, несмотря на тот же характер взаимоотношений, носят иные названия: кредит и вклад (для физлица) или депозит (для юрлица).

Бухгалтерские проводки возникают только у юрлиц, которые могут как брать средства в долг у юридических или физических лиц, так и давать их этим же субъектам, но характер бухгалтерских записей не зависит от того, с кем именно (юридическим или физическим лицом) заключен договор заимствования. Вместе с тем есть моменты, влияющие на применяемую в этих записях корреспонденцию счетов.

Для организации, дающей в долг, имеет значение:

  • процентным или беспроцентным является заем;
  • к числу каких видов деятельности (обычных или прочих) относится для нее этот процесс.

Для получателя средств важно:

  • на какой срок они взяты: меньше или больше года;
  • вкладываются ли заемные средства в создание инвестиционного актива.

Каждое из указанных условий повлияет на выбор корреспонденции счетов в записи операций, выполняемых в связи с займом.

Подборку форм для оформления договора займа в различных ситуациях вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Проценты по займу выданному — проводки

Выдаваемые в долг средства при условии начисления на них процентов у передающей стороны всегда учитываются в составе финвложений, т. е. на счете 58. Выдача фиксируется проводкой Дт 58 Кт 51 (50, 52).

ВАЖНО! Беспроцентный заем на счете 58 показан не будет, поскольку он не отвечает самой идее финвложений (приносить доход). Его сумму следует показать на счете 76 (Дт 76 Кт 51 (50, 52)).

В то же время в проводках по начислению процентов по займу выданному будет задействован иной счет — 76. Его применение приведет к появлению проводки — начислены проценты по выданному займу — с корреспонденцией Дт 76 Кт 91 (90). Выбор счета в кредитовой части этой записи определит, к числу каких видов деятельности для займодавца относится выдача займа: прочих (тогда будет использован счет 91) или обычных (в этом случае задействуется счет 90).

Расчет процентов организациями осуществляется ежемесячно на последнюю дату этого периода (пп. 12, 16 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Обложению НДС ни сама сумма займа, ни проценты по нему не подлежат (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), т. е. проводок в части этого налога по дебету счета 91 (90) не возникнет. Если с выдачей займа у займодавца связаны какие-либо затраты (например, плата банку за услуги по переводу средств), то в периоде их осуществления они попадут в дебет счета 91 (90).

Поступление платежей по процентам выразится проводкой Дт 51 (50, 52) Кт 76.

Начислены проценты по займу полученному — проводки

У получателя заемных средств их поступление будет учтено либо на счете 66 (если заем краткосрочный — до года), либо на счете 67 (если средства взяты на срок, превышающий 12 месяцев). Проводка при этом окажется такой: Дт 51 (50, 52) Кт 66 (67).

На эти же счета будут относиться начисляемые проценты с отделением их в аналитике учета от суммы основного долга. То есть в проводке по начислению процентов по займу полученному в кредитовой части окажется счет 66 либо 67. Выбор же счета, попадающего в дебетовую ее часть, определит факт использования или неиспользования полученных средств при создании инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н).

Суммы процентов по займу, не имеющему отношения к созданию актива, расцениваемого как инвестиционный (у него длительный срок создания и высокая стоимость), всегда следует учитывать в прочих расходах — Дт 91 Кт 66 (67), начисляя соответствующие суммы ежемесячно (п. 6 ПБУ 15/2008).

Если же заемные средства задействованы в дорогостоящих продолжительных вложениях, то проценты по ним сформируют стоимость имущества (основного средства или нематериального актива), созданного с участием соответствующих вложений: Дт 08 Кт 66 (67). Во время длительного (больше 3 месяцев) перерыва, возникшего в процессе осуществления инвестиций, и по завершении вложений в объект продолжающие начисляться проценты по займу следует включать в состав прочих расходов (пп. 11, 13 ПБУ 15/2008).

Налоговые нюансы учета процентов по договорам займа в различных ситуациях подробно рассмотрены в Путеводителе по сделкам от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и узнаете, как при налогообложении нужно учитывать проценты по займам, связанным и не связанным с приобретением амортизируемого имущества, потраченным на выплату дивидендов и др.

Право не выделять из прочих расходы, связанные с созданием инвестиционных активов, есть у юрлиц, применяющих упрощенные способы бухучета.

Оплата процентов отразится проводкой Дт 66 (67) Кт 51 (50, 52). Если их получателем является физлицо, то его доход следует обложить НДФЛ (Дт 66 (67) Кт 68).

Итоги

Проводка по начислению процентов по займу возникает как у дающих в долг юрлиц (юридическому или физическому лицу), так и у получающих заемные средства (от юридического или физического лица). Первые сам выданный долг учитывают на счете 58 (Дт 58 Кт 51 (50, 52)), а проценты по нему — на счете 76, начисляя их ежемесячно в корреспонденции со счетом учета финрезультата (Дт 76 Кт 91 (90)). Вторые в зависимости от срока, на который средства заняты, сумму долга относят на счет 66 либо 67 (Дт 51 Кт 66 (67)) и туда же начисляют проценты по нему. Если заемные средства не участвуют в создании инвестиционного актива, то их начисляют проводкой Дт 91 Кт 66 (67). Участие в создании актива, расцениваемого как инвестиционный, требует учета процентов по займу в стоимости этого актива (Дт 08 Кт 66 (67)).

Читайте так же:
Налоговые по округам

Беспроцентные займы между «своими»:стоять – бояться?

Исходя из положений п. 1 ст. 50 и п. 1 ст. 809 ГК РФ в общем случае коммерческие организации предоставляют займы другим коммерческим организациям на возмездной основе. При этом согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. На этом основании стороны договора займа не ограничены в праве установить в таком договоре любой размер ставки процентов за пользование заемными средствами, полученными в связи с осуществлением заемщиком предпринимательской деятельности. Определенные ограничения в отношении размера процентов по такому договору могут быть обусловлены лишь соблюдением других принципов гражданского законодательства — разумности и справедливости, недопустимости злоупотребления правом (п. 2 ст. 6, ст. 10 ГК РФ, п.п. 9, 10 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»).

Налоговое законодательство также не содержит требований об установлении в договоре займа определенных процентных ставок и запрета на выдачу беспроцентных займов.

Пунктом 1 ст. 269 НК РФ установлено, что по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, за исключением, в частности, доходов (расходов) по так называемым контролируемым сделкам. Таковыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ.

Согласно пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми внутрироссийские сделки по предоставлению беспроцентных займов, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ после 1 января 2017 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора или дополнительного соглашения к нему (см. подтверждение этого факта также в письмах Минфина России от 05.02.2018 № 03-12-11/1/6568, от 13.10.2017 № 03-12-11/1/67157, от 28.04.2017 № 03-12-11/1/26008, от 27.04.2017 № 03-12-11/1/25686, от 21.04.2017 № 03-12-11/1/24048, письме ФНС России от 13.04.2017 № ЕД-4-13/6968@).

Таким образом, в случае совершения сделки по предоставлению (получению) беспроцентного займа между российскими организациями, у них не возникает обязанности определять доходы (расходы) с учетом положений абзаца третьего п. 1 и п. 1.1 ст. 269 НК РФ (то есть фактически сравнивать применяемую по долговому обязательству ставку с рыночной). Обязанности по уплате налога на прибыль при совершении рассматриваемых сделок у сторон не возникает.

Не возникает у заемщика и обязанности рассчитывать материальную выгоду от беспроцентного пользования заемными средствами в целях исчисления налога на прибыль организаций (по аналогии с расчетом материальной выгоды от таких займов физическими лицами в целях исчисления НДФЛ), поскольку порядок ее определения и оценки главой 25 НК РФ не установлен. Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы (см., например, письма Минфина России от 08.12.2017 № 03-03-06/1/82108, от 24.03.2017 № 03-03-06/2/17311, от 23.03.2017 № 03-03-РЗ/16846, ФНС России от 15.02.2018 № СД-4-3/3027@).

При упрощенном режиме налогообложения все доходы и расходы исчисляются по кассовому методу (ст. 346.17 НК РФ), то есть должны быть не только начислены, но и фактически уплачены, а так как проценты по договору беспроцентного займа никем не платятся и не получаются, то каких-либо налоговых последствий такие сделки формально не влекут. Сумма материальной выгоды по договорам беспроцентного займа налогоплательщиками, применяющими УСН, также не определяется (см. аналогичные разъяснения в письмах Минфина России от 07.08.2015 № 03-04-05/45762, от 09.02.2015 N 03-03-06/1/5149, от 27.08.2014 № 03-11-11/42697, от 24.07.2013 № 03-11-06/2/29384).

Вместе с тем рассматриваемые операции могут повлечь налоговые риски и по другим, не таким очевидным основаниям.

С 19 августа 2017 года в НК РФ введена новая статья 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Пунктом 1 ст. 54.1 НК РФ установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Как сообщается в письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, содержащем рекомендации по применению положений ст. 54.1 НК РФ (доведенные до нижестоящих налоговых органов), эта статья направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. При установлении обстоятельств, свидетельствующих, что основной целью заключения налогоплательщиком сделки (операции) являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии, налоговые органы должны доказать, что такая сделка (операция) не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.

Взаимозависимость может иметь юридическое значение в целях налогового контроля, если установлено, что она используется участниками сделки для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими и иными причинами.

Дробление бизнеса

Характерным примером искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, приводящих к уменьшению налоговой базы, запрет на которые установлен пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, является, по мнению ФНС России, создание схемы так называемого «искусственного дробления бизнеса», далее по тексту — ИДБ (см. письмо от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@). Это ситуации, когда одним или несколькими бенефициарами используются для осуществления хозяйственной деятельности множество организаций (индивидуальных предпринимателей) вместо одной-двух с преобладающей целью уменьшения общей налоговой нагрузки. При выявлении случаев такого дробления в решениях по налоговым проверкам налоговые органы доначисляют налоговые платежи и соответствующие им пени и штрафы так, как если бы всю деятельность осуществляла одна компания. Как правило, речь идет об утрате права применять льготные режимы налогообложения (превышение лимитов по стоимости основных средств и размеру выручки в результате сложения показателей нескольких компаний на УСН) и доначислении налога на прибыль и НДС по общему режиму налогообложения вместо единого налога на УСН.

Читайте так же:
Выплата дивидендов имуществом налогообложение

В конце 2018 года ФНС России в очередной раз поручила нижестоящим налоговым органам усилить контрольно-аналитическую работу в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика, с целью получения или сохранения права на применение специального налогового режима, предусматривающего пониженную, по сравнению с общим режимом налогообложения, налоговую (фискальную) нагрузку (письмо ФНС России от 29.12.2018 № ЕД-4-2/25984).

Основные признаки, свидетельствующие о согласованности действий участников схем дробления бизнеса с целью ухода от исполнения налоговой обязанности, были сформулированы налоговым органом в методическом письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ со ссылками на складывающуюся судебную практику. Одним из таких базовых признаков является отсутствие у подконтрольных юридических лиц собственных оборотных средств, трактуемое как отсутствие финансовой самостоятельности отдельных компаний группы и осуществление предпринимательской деятельности такой группой в качестве единого хозяйствующего субъекта.

Отметим, что дробление бизнеса может быть признано не имеющим деловой цели и по налогоплательщикам, формально не являющимися взаимозависимыми по основаниям, перечисленным в статье 105.1 НК РФ. Факты аффилированности налогоплательщиков лишь усугубляют ситуацию и облегчают налоговым органам сбор доказательств подконтрольности группы компаний одним и тем же лицам.

Соответственно, на сегодняшний день чтобы доказать налоговым органам, что создание группы компаний не преследовало цели снижения объема уплачиваемых налоговых платежей, необходимо обосновать управленческую цель разделения деятельности и обеспечить финансово-хозяйственную самостоятельность каждого участника группы. А в условиях значительного объема взаимного финансирования на льготных условиях или без уплаты процентов значительно усложняет такую задачу.

Предоставление беспроцентных займов внутри группы с длительными или постоянно продлеваемыми сроками их погашения, особенно в адрес компаний, не генерирующих значительные собственные финансовые ресурсы, будет служить для налоговых органов наглядным доказательством отсутствия финансовой самостоятельности их деятельности, что при наличии других признаков ИБД может привести к пересчету налоговых обязательств «льготных» членов группы по максимально выгодному для налоговиков режиму.

Переквалификация сделки

Возможен также вариант, когда налоговые органы не будут пытаться доказать применение группой налогоплательщиков схемы ИДБ в целом, а рассматривать сделки по предоставлению беспроцентных займов по отдельности. Тогда они могут попытаться признать отношения по договору займа притворными, переквалифицировать их для целей налогообложения в безвозмездную передачу денежных средств с включением в налогооблагаемые доходы суммы займа, либо в дивиденды, если заем выдается от дочерней компании головной.

Несколько попыток такой переквалификации уже были признаны судами законными, в том числе и Верховным Судом РФ (см. Определения Верховного Суда РФ от 16.08.2017 № 310-КГ17-10276 по делу № А09-2657/2016, от 28.03.2017 № 303-КГ17-1509 по делу № А16-343/2016, Постановление АС Дальневосточного округа от 27.12.2017 по делу № А51-25978/2016).

Обстоятельствами, повышающими такую вероятность, являются:

1) получение значительных сумм заемных средств от взаимозависимого лица, не обеспеченных залогом имущества, поручительством третьих лиц или иными формами обеспечения обязательств;

2) наличие длительных или постоянно продлеваемых сроков погашения займов;

3) отсутствие или малозначительность сумм погашения самого займа в течение длительного времени (несколько лет);

4) отсутствие в договоре займа санкций за нарушение сроков возврата займа или их неприменение;

5) получение организацией-заемщиком убытков от деятельности на протяжении ряда лет, что трактуется контролирующими органами как отсутствие реального источника погашения пролонгируемых займов.

Недостаточно собственных средств на выдачу

Также могут пострадать и займодавцы, раздающие беспроцентные займы, если по движению денежных средств по их расчетным счетам будет прослеживаться, что источником для выдачи таких займов в свою очередь послужили другие заемные средства, но только процентные. В таком случае налоговый орган может попытаться исключить из налоговых расходов такого налогоплательщика проценты по ним, как экономически необоснованные (ст. 252 НК РФ). Имеются судебные прецеденты, когда суды считают такое исключение правомерным, в том числе и высших инстанций (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 307-КГ15-12495, Определение Верховного Суда РФ от 11.10.2017 № 304-КГ17-13067).

Считаем также необходимым сообщить о рисках, связанных с применением Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)» (далее — Закон № 115-ФЗ) в связи с использованием беспроцентных займов.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб., а по своему характеру данная операция относится к одному из ряда видов операций, в том числе – это предоставление или получение беспроцентных займов физическим лицам и (или) юридическим лицам (пп.4 п.1 ст.6 Закона № 115-ФЗ). Сведения о данных операциях должны предоставляться обслуживающим расчетный счет банком непосредственно в службу Росфинмониторинга (п.4 ст.6 Закона №115-ФЗ).

Если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ (подозрение на сделки, осуществляемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем), и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента.

Среди таких критериев в п.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ названы запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, среди которых в свою очередь значатся такие операции, как предоставление или получение займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России, код 1590 (см. Приложение к Положению Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П «Признаки, указывающие на необычный характер сделки (классификатор)»).

Читайте так же:
Пример жалобы в прокуратуру на налоговую службу

Если же представленные клиентом документы банк не устроят, дальнейшим действием кредитной организации может стать приостановление банковских операций. Закон № 115-ФЗ (пункт 10 статьи 7) разрешает приостанавливать операции на пять рабочих дней. В случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций в целях ПОД/ФТ банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом на основании пункта 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. И в случае расторжения договора по указанному основанию (а также об отказах предоставить дополнительную информацию) банк обязан направить в Банк России, который в свою очередь доводит ее до всех банков (см. Положение Банка России 30.03.2018 № 639-П). И компании, попавшей в этот список, другие банки тоже могут отказывать в проведении операций или в заключении договора банковского счета.

Обычно это общий режим налогообложения, но и бывает, что компаниям, не соответствующим, по мнению налоговых органов, критериям ЕНВД доначисляют единый налог на УСН, если он применялся налогоплательщиком для прочих операций.

см. например, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.07.2017 N Ф01-2806/2017.

Этот риск может затронуть налогоплательщиков на ОСНО и УСНО «доходы минус расходы».

Налоговые последствия по договору займа

В соответствии со ст. 1046 Гражданского кодекса по договору займа одна сторона (заимодатель) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства или другие предметы, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодателю такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество предметов того же рода и такого же качества.

Договор займа является заключенным с момента передачи денег или других предметов, определенных родовыми признаками.

Согласно п. 5.2 ст. 5 Налогового кодекса в случае если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям этого Кодекса, для регулирования отношений налогообложения применяются понятия, термины, правила и положения этого Кодекса.

Термин «заем» определен пп. 14.1.267 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса — это денежные средства, предоставляемые резидентами, являющимися финансовыми учреждениями, или нерезидентами, кроме нерезидентов, имеющих офшорный статус, заемщику на определенный срок с обязательством их возврата и уплатой процентов за пользование суммой займа.

В соответствии со ст. 1 Закона о финансовых услугах финансовое учреждение — это юридическое лицо, которое согласно закону предоставляет одну или несколько финансовых услуг, а также другие услуги (операции), связанные с предоставлением финансовых услуг, в случаях, прямо определенных законом, и внесено в соответствующий реестр в установленном законом порядке. К финансовым учреждениям относятся банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании и другие юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг, а в случаях, прямо определенных законом, — другие услуги (операции), связанные с предоставлением финансовых услуг. Не являются финансовыми учреждениями (не имеют статуса финансового учреждения) независимые финансовые посредники, предоставляющие услуги по выдаче финансовых гарантий в порядке и на условиях, определенных Таможенным кодексом.

Следовательно, денежные средства, предоставленные физическим лицом юридическому лицу по договору займа, в понимании Налогового кодекса не являются займом, поскольку его могут предоставлять только финансовые учреждения (резиденты).

Вместе с тем плательщиками налога на доходы физических лиц в соответствии с пп. 162.1.1 п. 162.1 ст. 162 Налогового кодекса являются, в частности, физическое лицо — резидент, получающее доходы из источника их происхождения в Украине, налоговый агент.

Доход с источником происхождения из Украины — это любой доход, полученный резидентами или нерезидентами, в том числе от любых видов их деятельности на территории Украины (включая выплату (начисление) вознаграждения иностранными работодателями), ее континентальном шельфе, в исключительной (морской) экономической зоне (пп. 14.1.54 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

То есть в понимании Налогового кодекса плательщиком налога на доходы физических лиц является физическое лицо, получившее доход с источником происхождения из Украины.

Вместе с тем следует отметить, что согласно ст. 1048 Гражданского кодекса заимодатель имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, если иное не установлено договором или законом. Размер и порядок получения процентов устанавливаются договором. Если договором не установлен размер процентов, он определяется на уровне учетной ставки Нацбанка Украины.

При отсутствии другой договоренности сторон проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата займа.

В соответствии с пп. 14.1.206 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса проценты — это доход, уплачиваемый (начисляемый) заемщиком в пользу кредитора в качестве платы за использование привлеченных на определенный или неопределенный срок денежных средств или имущества. В проценты включаются:

  • платеж за использование денежных средств или товаров (работ, услуг), полученных в кредит;
  • платеж за использование денежных средств, привлеченных в депозит;
  • платеж за приобретение товаров в рассрочку;
  • платеж за пользование имуществом согласно договорам финансового лизинга (аренды) (без учета части лизингового платежа, предоставляемого в счет компенсации части стоимости объекта финансового лизинга);
  • вознаграждение (доход) арендодателя как часть арендного платежа по договору аренды жилья с выкупом, уплаченное физическим лицом плательщику налога, в пользу которого уступлено право на получение таких платежей.

Проценты начисляются в виде процентов на основную сумму задолженности или стоимости имущества либо в виде фиксированных сумм.

Платежи по другим гражданско-правовым договорам независимо от того, установлены они в абсолютных (фиксированных) ценах или в процентах суммы договора или другой стоимостной базы, не являются процентами.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются суммы вознаграждений и других выплат, начисленных (выплаченных) плательщику налога в соответствии с условиями гражданско-правового договора (пп. 164.2.2 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса).

Читайте так же:
Подача налога до какого числа

Налоговый агент, понятие которого определено пп. 14.1.180 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удерживать налог с суммы такого дохода за его счет, используя ставку налога, определенную в ст. 167 этого Кодекса (пп. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 Кодекса).

Таким образом, проценты, начисленные физическому лицу юридическим лицом по гражданско-правовому договору (договор займа), в понимании Налогового кодекса не будут считаться процентами, поскольку не соответствуют термину «проценты», определенному в пп. 14.1.257 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса. В целях налогообложения такие денежные средства на основании пп. 164.2.2 п. 164.2 ст. 164 указанного Кодекса следует рассматривать как другие выплаты, которые начислены (выплачены) плательщику налога в соответствии с условиями гражданско-правового договора и будут облагаться налогом по ставке 15 (17)%, определенной п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса. При этом юридическое лицо должно выполнить все установленные разделом IV указанного Кодекса функции налогового агента.

Классический учет денежного займа

Налоги & бухучет

Налог на прибыль. При определении объекта обложения налогом на прибыль по операциям предоставления/получения займа (процентного или беспроцентного) как малодоходники, так и высокодоходники должны ориентироваться исключительно на бухгалтерский финрезультат до налогообложения.

Никакие налоговые разницы при этом ни у заимодателя, ни у заемщика не возникают

Это подтверждают и фискалы (см. письмо ГФСУ от 04.01.2019 г. № 62/6/99-99-15-02-15/ІПК). То же самое касается последствий дисконтирования и возврата суммы займа. Исключениями являются разве что:

1) старая финпомощь, которая была получена от неплательщика налога на прибыль и включена до 01.01.2015 г. в состав доходов согласно прежней редакции п.п. 135.5.5 НКУ. При ее возврате плательщик налога на прибыль имеет право уменьшить свой финрезультат (п. 18 подразд. 4 разд. ХХ НКУ);

2) уменьшающая разница, предусмотренная п. 42 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Она касается тех плательщиков (как высокодоходников, так и малодоходников), которым заимодатели-неплательщики простили займы, полученные до 2015 года, или просто подошел к концу срок исковой давности по таким займам.

Что касается процентов, которые могут начисляться и уплачиваться по договору займа, то в бухучете заимодатель учитывает их в финансовых доходах, а заемщик — в финансовых расходах. То есть такие операции напрямую влияют на налоговоприбыльный учет. Причем независимо от статуса сторон договора (высокодоходник он или малодоходник) никаких корректировок финрезультата делать не нужно. Правда, есть исключение из общего правила — это проценты по займам от связанных лиц — нерезидентов. Если у заемщика, применяющего налоговые разницы, есть такие займы, то он подпадает под действие пп. 140.2 и 140.3 НКУ. То есть ему нужно бухфинрезультат:

(1) увеличить в периоде начисления процентов по правилам п. 140.2 НКУ,

(2) уменьшить в следующих налоговоприбыльных периодах по правилам п. 140.3 НКУ.

Кроме того, доходы в виде процентов, которые уплачиваются в пользу нерезидента, в том числе проценты по займам и долговым обязательствам, выпущенным (выданным) резидентом, подлежат обложению налогом на репатриацию* (п.п. «а» п.п. 141.4.1 НКУ).

НДС. Ни операции по предоставлению денежного займа, ни его возврат не подпадают под определение поставки товаров либо услуг, а значит, в соответствии с п. 185.1 НКУ не являются объектом обложения НДС. Подтверждают это и налоговики (см. письмо ГФСУ от 07.04.2017 г. № 7307/6/99-99-15-02-02-15, 101.11 БЗ).

В случае с платным займом ситуация сложнее. Ведь формально имеет место факт предоставления финансовой услуги, где проценты являются, собственно, платой за такие услуги. Но такие операции не являются объектом налогообложения согласно п.п. 196.1.5 НКУ.

В то же время они могут оказать влияние на расчет доли необлагаемых поставок (анти-ЧВ). Например, в ситуации с кредитом налоговики утверждают: поскольку осуществляется поставка услуги, то полученные банком средства от плательщика НДС в виде процентов должны попасть в строку 5 (колонка А) НДС-декларации (см. консультацию Главного управления ГФС в Тернопольской обл.* и 101.04 БЗ, утратившую силу с 23.05.2020 г.). Хотя относительно процентов по депозиту у них другая доктрина.

При этом у заемщика операции по выплате плательщиком НДС банку процентов отражаются в строке 10.3 (колонка А) НДС-декларации.

Бухгалтерский учет

Получение/предоставление и возврат. Сразу отметим: операции как по предоставлению/получению, так и по возврату займов в бухучете на доходы и расходы заимодателя и заемщика не влияют (п.п. 6.5 П(С)БУ 15 и п.п. 9.3 П(С)БУ 16).

Заимодатель, руководствуясь нормами П(С)БУ 10, отражает сумму займа в составе дебиторской задолженности.

Заемщик согласно требованиям П(С)БУ 11 включает ее в состав своих обязательств.

В целом бухучет займа зависит от срока возврата займа, т. е. от того, каким он является: краткосрочным или долгосрочным

Так, заимодатель учитывает сумму предоставленного займа:

1) краткосрочного (срок возврата не превышает 12 месяцев с момента предоставления) — как текущую дебиторскую задолженность на субсчете 377 «Расчеты с прочими дебиторами» по чистой реализационной стоимости.

Если существует неуверенность в возврате займа заемщиком, заимодателю придется создать под него резерв сомнительных долгов (РСД) (п. 7 П(С)БУ 10);

2) долгосрочного (срок возврата превышает 12 месяцев с момента предоставления) — как долгосрочную дебиторскую задолженность на субсчете 183 «Прочая дебиторская задолженность» по настоящей стоимости, определяемой на дату баланса путем дисконтирования (п. 12 П(С)БУ 10).

В свою очередь, заемщик отражает:

(1) краткосрочный заем на субсчете 685 «Расчеты с прочими кредиторами» как текущие обязательства по договору займа. Учитывают их в балансе заемщика по сумме погашения (п. 11 П(С)БУ 11), т. е. по номиналу;

(2) долгосрочные обязательства по займам по кредиту счета 55 «Прочие долгосрочные обязательства». Можно также применять субсчета 505 «Прочие долгосрочные займы в национальной валюте» и 506 «Прочие долгосрочные займы в иностранной валюте». По дебету этих счета/субсчетов показывают перевод долгосрочных обязательств в состав текущих: Дт 55 (505, 506) — Кт 611 (612). В учете заемщика долгосрочные займы также на дату баланса отражают по их настоящей стоимости (п. 9 П(С)БУ 11). То есть по дисконтированной сумме будущих платежей (за вычетом суммы ожидаемого возмещения).

Читайте так же:
Если возвращал налог с квартиры на имущество не приходит

Ниже поговорим подробнее о дисконтировании.

Дисконтирование. Во-первых, все предприятия, которые составляют финотчетность по П(С)БУ, обязаны дисконтировать долгосрочные дебиторскую и кредиторскую задолженности. Исключение составляют только:

— МСФОшники (у них свои правила дисконтирования) и

— физлица-предприниматели, которые априори не ведут бухучет.

Во-вторых, по настоящей, т. е. дисконтированной, стоимости в балансе следует отражать только долгосрочные задолженности (п. 9 П(С)БУ 11 и п. 12 П(С)БУ 10). То есть текущая задолженность не дисконтируется.

В отношении процентного займа отметим, что здесь все зависит от договорной ставки процентов. Если договорная ставка процента соответствует рыночной, то настоящая стоимость задолженности будет равна номинальной. Дисконт за счет начисляемых рыночных процентов в этом случае равен нулю. То есть

долгосрочные обязательства и долгосрочную дебиторскую задолженность с рыночными процентами признают по номинальной стоимости (равной настоящей), их не дисконтируют

А если проценты по кредитному договору не соответствуют рыночным или речь идет вообще о беспроцентном долгосрочном займе (ВФП), то, предоставляя/получая такой заем, стороны договора обязаны дисконтировать сумму займа до настоящей стоимости*.

* О том, как можно избежать дисконтирования долгосрочной задолженности, см. материал на с.26 этого номера.

Опираясь на требования П(С)БУ 11 и П(С)БУ 10, порядок отражения в учете операций дисконтирования будет следующим:

(1). При признании задолженность отражают по номиналу. А на ближайшую после предоставления/получения займа дату баланса разницу между номинальной и дисконтированной стоимостью задолженности отражают:

заемщик — в составе прочих доходов от финансовых операций (Дт 55, 505, 506 — Кт 733);

заимодатель, соответственно, по долгосрочной дебиторской задолженности — в составе прочих финансовых расходов (Дт 952 — Кт 183).

(2). В дальнейшем показанные у заемщика доходы будут постепенно списываться с отражением в составе прочих финансовых расходов (Дт 952 — Кт 55, 505, 506). В свою очередь, заимодатель будет отражать прочие финансовые доходы (Дт 183 — Кт 733).

Впрочем, существует второй подход в методике дисконтирования долгосрочных обязательств и долгосрочной дебиторской задолженности — метод амортизации дисконта. Он ориентирован на нормы П(С)БУ 12, П(С)БУ 13 и МСФО. Кстати, ранее именно, этот подход и продвигали фискалы.

Подробнее о двух методиках дисконтирования см. «Налоги & бухучет», 2020, № 23, с. 15.

Проценты. Если по договору займа (любого кратко- или долгосрочного) предусмотрены начисление и уплата процентов, порядок их учета будет следующим.

У заимодателя начисленные проценты увеличивают доходы. Причем признаются доходы в том отчетном периоде, к которому относятся начисленные проценты, исходя из базы их начисления и срока пользования соответствующими активами с учетом экономического содержания договора займа (п. 20 П(С)БУ 15). Начисление процентов заимодатель отражает проводкой: Дт 373 — Кт 732.

Для заемщика начисленные к уплате проценты и другие расходы предприятия, связанные с заимствованиями, являются финансовыми расходами (п. 3 П(С)БУ 31). Отражают их в том отчетном периоде, в котором они понесены (п. 27 П(С)БУ 16), проводкой: Дт 952 — Кт 684.

Несколько слов скажем о капитализации финансовых расходов. Как гласит п. 8 П(С)БУ 7, по общему правилу финансовые расходы не включают в первоначальную стоимость (ПС) основных средств (ОС), приобретенных (созданных) полностью или частично за счет заимствованных средств. Исключение составляют финансовые расходы, которые капитализируют согласно П(С)БУ 31 (ср. 030068400). Начисление капитализируемых процентов отражают проводкой: Дт 952 — Кт 684. После этого их сумму списывают с кредита субсчета 952 в дебет соответствующего субсчета учета капитальных инвестиций (Дт 15) или других квалификационных активов (Дт 23). Но заметим: это достаточно редкие случаи.

Во-первых, капитализируют финансовые расходы, если создается квалификационный актив. Квалификационный актив — это актив, который обязательно требует значительного (существенного) времени для его создания.

Во-вторых, капитализировать финрасходы могут только те предприятия, которые не указаны в абзаце втором п. 4 П(С)БУ 31. То есть никогда не капитализируют финрасходы**:

** Согласно п. 2 П(С)БУ 31 его положения не применяют также МСФОшники. Они при отражении расходов, понесенных в связи с привлечением заемного капитала, руководствуются МСБУ 23 «Расходы на займы».

— микро- и малые предприятия;

— предприятия, которые ведут упрощенный бухучет согласно НКУ, — единоналожники группы 3;

— представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности;

— непредпринимательские общества (т. е. неприбыльные организации).

Порядок отражения в учете операций по предоставлению/получению и возврату займов рассмотрим на условном примере.

Учет долгосрочного беспроцентного денежного займа

Дата

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

Учет у заимодателя

Предоставлен получателю долгосрочный беспроцентный заем на 2 года (срок погашения — 12.08.2021 г., условно принята ставка 15 % годовых)

Признаны расходы на сумму дисконта по долгосрочной задолженности**

Переведена в состав текущей дебиторской задолженности сумма займа, подлежащая возврату в течение 12 месяцев с даты баланса

Разница по дисконтированию отнесена в доходы

Учет у заемщика

Получен долгосрочный беспроцентный заем на 2 года (срок погашения — 12.08.2021 г., условно принята ставка 15 % годовых)

Признан доход на сумму дисконта по долгосрочной задолженности**

Переведена в состав текущих обязательств сумма займа, подлежащая возврату в течение 12 месяцев с даты баланса

Разница по дисконтированию отнесена на расходы

Возвращен заем заимодателю

* Условно примем, что отчетность предприятие предоставляет один раз в год, поэтому дисконтируем задолженность только один раз на дату баланса — 31.12.2019 г.

** Для расчета берем количество периодов в днях — 590 дней (с 01.01.2020 г. по 12.08.2021 г.: 366 дн. за 2020 год и 224 дн. за 2021 год)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector