Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

Новый закон о страховке автомобиля с 2022

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 4

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования.

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 03.08.2018 N 283-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежат государственной регистрации;

(пп. «б» в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

(пп. «в» в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 77-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 306-ФЗ, от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

(пп. «д» введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

(пп. «е» введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

Читайте так же:
Трудовое законодательство практика студент

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

С 1 марта 2022 г. за отсутствие техосмотра физлиц станут штрафовать на 2 тыс. р.

РСА разъяснил порядок вступления в силу новшеств по ТО.

С 1 марта 2022 г. в КоАП появятся новые штрафы за отсутствие техосмотра (ТО): для физлиц он составит 2 тыс. р. «Мы надеемся, что эта мера повысит ответственность автовладельцев, которые должны проводить ТО своих автомобилей. Сейчас штрафы за отсутствие техосмотра на владельцев легковых автомобилей не распространяются. При этом доля автомобилей старше 10 лет составляет более 50%, и такие автомобили могут представлять реальную опасность для других автовладельцев и пешеходов», — сказал заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.

При этом с 1 марта этого года прохождение автомобилем технического осмотра будет сопровождаться фотофиксацией при заезде и выезде из технического сервиса.

Фотографии, а также координаты места проведения технического осмотра, время начала и окончания технического осмотра автомобиля вместе со сведениями технического диагностирования будут заноситься в электронную базу данных ЕАИС ТО, которую ведёт МВД, указывается в пресс-релизе Российского союза автостраховщиков (РСА).

Кроме того, диагностическая карта будет электронной и будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства. На бумажном носителе диагностическую карту водитель автомобиля может получить по запросу, но нужна она только для выезда за границу РФ. После прохождения процедуры техосмотра сведения о нем будут занесены в ЕАИС ТО, в которой будут храниться не менее 5 лет.

  • будет установлено, что технический осмотр в отношении ТС не проводился,
  • при проведении технического осмотра выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности транспортных средств,
  • выяснится, что техосмотр поводился с нарушениями (не проверены все необходимые узлы автомобиля).

Добавьте АСН в избранное на Яндекс.Новостях

«С 1 марта 2022 г. в КоАП появятся новые штрафы»
«Также с 1 марта 2021 г.»
Так штраф вводится с 2021 или все же с 2022г?

«При этом диагностическая карта может быть аннулирована, если:
1. будет установлено, что технический осмотр в отношении ТС не проводился,
2. при проведении технического осмотра выявлено несоответствие обязательным требованиям безопасности транспортных средств,
3. выяснится, что техосмотр поводился с нарушениями (не проверены все необходимые узлы автомобиля).»
С первым пунктом все ясно. А вот 2 и 3. Нарушения получается тех, кто осмотр проводил, а ДК аннулируют (влетает на штраф и новую кату! — клиенту? Как так?

Добрый день! Штрафы для физлиц — с марта 2022 г., видеофиксация — с марта 2021 г. Подправили заголовок, чтобы избежать двойного толкования, спасибо

А какие штрафы будут к страховым компаниям и работникам страховых компаний которые торгуют диагностическими картами у себя в офисе без прохождения техосмотра?
Будет ли за данное деяние уголовная ответственность?

Торговля техосмотром из офиса продолжится ))) Просто цены вырастут ) Технологии монтажа фотографий с координатами GPS пункта техосмотра уже давно придуманы, онлайн-запись на ТО отлажена, только цифровой подписью фото надо подписать!

Какие изменения в техосмотре перенесли с 1 марта на 1 октября?

Какие изменения в техосмотре перенесли с 1 марта на 1 октября?

Петр Михайлов

Сегодня в российской системе технического осмотра должны были произойти масштабные изменения. Но буквально на днях премьер-министр Михаил Мишустин отложил их введение еще на полгода, до 1 октября. Как водится, за это время перечень изменений может стать другим, но мы все же постарались разобраться, чего ждать обычным автовладельцам от новых правил техосмотра.

Читайте так же:
Законно ли начисляют пени за коммунальные услуги

Главная цель изменений — борьба с торговлей диагностическими картами без фактического проведения техосмотра. То есть в целом задумка весьма благая. Конечно, владельцам свежих машин техосмотр кажется излишним, ведь они и так обслуживают автомобили у дилера и следят за ними. В реальности же три четверти автопарка страны едва ли смогут пройти полноценный техосмотр с первого раза.

Сами по себе технологии осмотра автомобиля существенных изменений не претерпят. Но скажите честно — многие ли за последние двадцать лет честно проходили техосмотр со всем полагающимся контролем? Даже полностью новый закон о техосмотре и необходимость техосмотра для покупки ОСАГО, введенные с 2014 года, ничего не изменили. Просто если раньше техосмотр «продавали» гаишники, то теперь этим занимаются страховые агенты, и купить заветную диагностическую карту стало даже проще. Ну а те, кто пытался пройти ТО по-честному, порой сталкивались с потрясающей картиной: пункт ТО представляет собой уличную площадку, на которой в лучшем случае сверяют номер автомобиля. То есть, по сути, тоже «продают» техосмотр. Работать на этих пунктах мог кто угодно, а количество диагностических карт, оформленных одним пунктом с одним экспертом, могло иметь фантастические значения, словно он делает полный осмотр менее чем за минуту. Вот с такими явлениями и должны покончить новые правила техосмотра.

Вводятся более строгие требования к пунктам техосмотра: они должны иметь техническую базу, а их эксперты — проходить аттестацию. Для подтверждения проведения ТО должна проводиться фотофиксация автомобиля. При этом, чтобы избавиться от махинаций, все фотографии должны иметь навигационную привязку с удалением не более определенного расстояния от пункта ТО. Этот момент вызывал самые большие разногласия, были даже попытки отменить эту норму, но пока что она остается в новом законе о техосмотре. Именно привязка к координатам, по задумке, не позволит продавать диагностические карты с приложением фотографии машины, присланной через мессенджер.

Также определяется максимальная пропускная способность пункта ТО, которую нельзя превысить более чем на 5%. Для ее расчета, согласно специальным правилам, необходимо учитывать количество экспертов и их квалификацию, а также техническое оснащение и время работы пунктов. В случае проблем со связью или электричеством более четырех часов пункт должен прекратить проведение ТО и после устранения проблем все равно не имеет права загрузить в ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра) больше карт, чем предусмотрено его расчетной пропускной способностью.

Именно благие требования к аттестации и вызовут самые большие сложности, ведь в стране не хватает аттестованных экспертов и полноценно оснащенных пунктов ТО. Когда этот вопрос вставал в 2014 году, многие научились продавать диагностические карты и попросту не вложились в постройку полноценных пунктов. Поэтому в ряде регионов могут возникнуть ситуации, в которых для прохождения техосмотра надо ехать за несколько сотен километров. Впрочем, передвижные пункты ТО пока не запретили. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в стране сейчас только 5300 зарегистрированных пунктов техосмотра, а будет еще меньше. Ведь цена техосмотра должна остаться на нынешнем уровне (500—1000 рублей), а при таких тарифах многие пункты предпочтут уйти из этого бизнеса, нежели закупать недешевое оборудование.

Теперь о том, что изменится непосредственно для автовладельцев. Для машин старше 30 лет техосмотр будет проводиться по правилам и нормам года выпуска, а не по текущим. Впрочем, тут стоит вспомнить, что карбюраторные автомобили у нас перестали выпускать только в 2004 году, и неясно, как они смогут выполнять современные эконормы.

Сроки проведения техосмотра не изменились: в 2021 году он необходим всем легковым автомобилям, выпущенным в 2017-м или раньше. Кстати, многие из тех, кто проходил ТО после 1 апреля 2020 года, обратили внимание, что на машины в возрасте от четырех до десяти лет диагностическую карту выдали не на два, а на один год. Это было связано с тем, что с 1 марта 2021-го вводится в строй новая Единая автоматизированная информационная система технического осмотра, и доработка старой системы оказалась нецелесообразной. Но как быть всем тем миллионам автовладельцев, получившим диагностическую карту на срок меньший, чем предусмотрено законом, до сих пор непонятно.

Читайте так же:
Гарантия и возврат ювелирных изделий по закону

Сейчас проводится масштабная чистка перечня операторов ТО, и у всех недобросовестных операторов, уличенных в продаже диагностических карт или некачественном проведении техосмотра, аккредитации будут отзываться, а выданные ими диагностические карты — аннулироваться. По закону для проведения ТО теперь нужно обязательно указывать номер телефона и/или электронную почту: по этим каналам и должно прийти уведомление об аннулировании диагностической карты. Сама же карта теперь будет электронной. Никаких оригиналов печатей и подписей на ней не требуется, а клиент может по желанию получить ее распечатку.

Операторы ТО должны подтверждать свое соответствие требованиям раз в год. Контроль за соблюдением правил техосмотра возложен на ГИБДД. Также сотрудники ГИБДД по согласованию с руководителем имеют право аннулировать действие диагностической карты — с одновременным привлечением к административной ответственности оператора ТО за «выдачу диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств».

Предусмотренный КоАП штраф для оператора — от 100 до 300 тысяч рублей. Но… пока нет ясности, как будет применяться эта норма. Остается лишь надеяться, что полицейские не будут, например, аннулировать диагностическую карту и штрафовать оператора ТО, остановив на дороге машину с негорящей фарой.

Для заключения договора ОСАГО по-прежнему требуется диагностическая карта, однако после вступления изменений страхователь должен лишь сообщить номер карты. Оформление электронного полиса Е-ОСАГО возможно только на основании информации, содержащейся в ЕАИСТО.

При этом Российский союз автостраховщиков от имени страховых компаний выступил с инициативой отменить требования по контролю наличия диагностической карты для заключения ОСАГО. Почему? С 1 марта 2022 года вводится штраф 2000 рублей за езду на автомобиле, не прошедшем технический осмотр, который может выставляться не чаще чем раз в сутки. Понятно, что контролировать наличие действующей диагностической карты будут с помощью дорожных камер, и в этом случае контроль со стороны страховщиков становится излишним. Но это лишь проект.

В последний день февраля Мишустин подписал Постановление Правительства №275, согласно которому с 1 марта продлено действие всех диагностических карт, срок действия которых оканчивается с 1 февраля по 30 сентября этого года. Срок продления — шесть месяцев, но не менее, чем до 1 октября 2021. То есть карты, которые оканчивались с 1 февраля по 1 апреля продлены до 1 октября, оканчивающиеся со 2 апреля по 30 сентября — на полгода. Предоставление диагностической карты для заключения ОСАГО все равно требуется по прежним параметрам, а проводить ТО с сегодняшнего дня обязаны по новым правилам!

Ну а пока все будут входить в новое русло и продолжать готовиться к отсроченным переменам. Можно предположить, что у многих все равно возникнут проблемы при заключении договора ОСАГО после 1 октября. Ведь с прохождением ТО и получением диагностической карты как пить дать возникнут сложности из-за отсутствия аккредитации по новым правилам у пунктов и очередей на них. По недоброй русской традиции сейчас опять никто не будет спешить все оформить заранее.

Страховщики прощаются с техосмотром

Диагностическая карта не нужна будет для оформления ОСАГО с 22 августа

С 22 августа автовладельцам больше не нужен будет документ о прохождении техосмотра при оформлении полиса ОСАГО. Соответствующий законопроект будет принят Госдумой в третьем чтении уже 15 июня. Поправки, серьезно меняющие порядок покупки «автогражданки», появились в базе документов парламента во вторник, публично не анонсировались и стали неожиданностью даже для ряда участников рынка ТО. Авторы инициативы объясняют: на рынке наблюдается дефицит станций ТО, автовладельцам просто негде пройти проверку. Российский союз автостраховщиков идею поддержал, напомнив, что в марте следующего года за отсутствие ТО начнет действовать штраф в 2 тыс. руб.

Читайте так же:
По закону можно спать 4 часа

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Госдума в среду приняла во втором чтении (15 июня примет в третьем) поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «Об ОСАГО». Автомобилистов ждет революционное изменение: из списка документов, необходимых для заключения договора «автогражданки», исключается диагностическая карта (ДК), которая выдается по итогам технического осмотра автомобиля. Законопроект вступает в силу 22 августа 2021 года.

Идея об «отвязке» ОСАГО от ТО была впервые высказана Российским союзом автостраховщиков (РСА) в начале 2021 года — накануне старта с 1 марта большой реформы техосмотра, о которой “Ъ” неоднократно рассказывал. С вступлением ее в силу на пунктах ТО введено обязательное фотографирование машин, ДК подлежит заверению усиленной электронной подписью, ужесточены требования к производственно-технической базе операторов. Проверки РСА показали, что не все действующие участники рынка этим требованиям соответствуют и готовы по ним работать, поэтому страховщики предложили временно выдавать полисы ОСАГО без проверки документа о техосмотре — чтобы исключить для граждан риски оказаться без полиса. В марте такой сценарий допускал зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Проект, который придает законодательную силу инициативе РСА, появился в базе Госдумы 8 июня. Документ публично не анонсировался. Депутаты Анатолий Аксаков, Алексей Изотов, Игорь Дивинский («Единая Россия») предлагают закрепить положение, когда для заключения договора ОСАГО не требуется диагностическая карта, поправками к законопроекту (.doc) на совершенно иную тему — об исполнении обязательств РФ перед ВТО по допуску иностранных страховщиков на российский рынок (“Ъ” рассказывал про этот документ, когда он проходил первое чтение в апреле). В среду, во время принятия во втором чтении таблица поправок, в том числе касающаяся ОСАГО и ТО, не обсуждалась.

Календарь автомобилиста

Какие нововведения ожидают водителей в 2021 году

Впрочем, Алексей Изотов позже заверил “Ъ”, что «кулуарного» принятия поправок не было: они обсуждались ранее на профильном комитете, согласованы с Минтрансом, Минфином, ЦБ, МВД и поддержаны правительством РФ. Парламентарий напомнил, что по решению правительства все выданные до 1 февраля ДК автоматически продлены до 1 октября 2021 года. Однако, по его словам, есть риск, что и после этой даты техосмотр гражданам пройти будет затруднительно: год назад в РФ было около 5 тыс. станций техосмотра, а во время пандемии их число уменьшилось примерно до 2 тыс. Дефицит операторов ТО может иметь «серьезные последствия», считает господин Изотов, поскольку после ДТП трудно будет компенсировать ущерб.

Ситуация может привести и к росту тарифов на «автогражданку», прогнозирует парламентарий, и к увеличению числа водителей без ОСАГО на дорогах.

Отметим, это не первый случай, когда Госдума принимает важные изменения в законодательство, присоединяя их на этапе второго чтению к законопроекту по другой теме без широкого обсуждения. К примеру, в марте 2020 года, как рассказывал “Ъ”, правительство внесло в Госдуму законопроект для уточнения полномочий правительства РФ по введению режимов повышенной готовности и ЧС во время пандемии. На этапе второго чтения к документу по инициативе Минэкономики неожиданно были присоединены поправки к закону о ТО о переносе «большой реформы» с июня 2020 на март 2021 года, при этом была изменена периодичность проверок.

Как изменились требования к пунктам техосмотра

В РСА, комментируя законопроект, заявили “Ъ”, что поправки нужны для обеспечения «доступности ОСАГО»: «Это заложено в самом законе, где полис определен как «публичный договор», то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса». Существующая «увязка» полиса и ДК, заметили в РСА, не соответствует мировой практике. В союзе при этом напомнили, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет применяться штраф в 2 тыс. руб., при этом фиксация нарушений будет происходить с помощью автоматических камер. Это, считают в РСА, станет «серьезным стимулом» для автовладельцев пройти проверку.

Читайте так же:
Закон российской федерации о съемке в магазине

«Данная норма обсуждалась и не стала для нас сюрпризом,— сообщил глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов.— Радикальных последствий для рынка не вижу.

Неизменной остается ст. 14 закона «Об ОСАГО», согласно которой у страховщиков сохраняется право регрессного иска к водителю, который попал в ДТП и в этот момент на машину не было оформлено диагностической карты или истек срок ее действия (норма применяется только при авариях с автобусами, грузовиками и такси — “Ъ”). Стимул проходить ТО сохраняется, но в другой форме». Сама по себе отвязка ОСАГО от ДК, считает господин Бурдюгов, просто расширит возможности проходить проверку в удобное для автовладельца время. Он напомнил, что техосмотр сегодня уже обязателен для грузовых авто более 3,5 т и автобусов: штраф по ст. 12.1 КоАП составляет 800 руб.

Реформу процедуры ТО поставили под сомнение кибермошенники

Глава гильдии операторов ТО при Московской ТПП Игорь Волчек полагает, что нововведение позволит убрать с рынка часть «посредников», нелегально торгующих диагностическим картами. «Удивляет только, что законопроект втихую принимался и ни с кем не обсуждался,— отметил он.— Все эти конвульсии и постоянные дерганья — внезапное продление действия карт, перенос сроков реформы, отвязка ОСАГО от ТО — участников рынка весьма нервируют. Поэтому предсказать, какой будет эффект, сложно».

Координатор движения «Синие ведерки», глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов назвал поправки «прекрасной новостью», добавив, что техосмотр нужно сделать вообще добровольным для владельцев легковых авто, не связанных с коммерческими перевозками.

Глава ГИБДД выступил против снижения скорости в городах до 30 км/ч

Глава ГИБДД РФ Михаил Черников в среду заявил, что МВД выступает «категорически против снижения порога максимальной скорости с 60 до 30 км/ч». Его слова приводит «РИА Новости». Инициаторам идеи господин Черников предложил «сесть за руль и передвигаться по городу, особенно в вечернее время, со скоростью 30 км/ч для понимания абсурдности ограничений». Глава ГИБДД призвал прекратить «втягивать МВД в необоснованные решения по ограничению прав автомобилистов».

Таким образом, МВД опровергло ранее опубликованное сообщение ТАСС со ссылкой на начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД (входит в структуру в Госавтоинспекции) Дмитрия Митрошина о том, что тот якобы поддержал идею снижения скоростного режима до 30 км/ч на городских улицах. Сообщение в среду стало одной из самых обсуждаемых новостей. В конце мая с идеей снижения скорости до 30 км/ч выступила ООН для всех городов мира, инициативу поддержал столичный департамент транспорта. Сам господин Митрошин, комментируя в среду сообщение ТАСС, также его опроверг.

Михаил Черников также заявил, что МВД выступает против снижения «администрируемого порога наказания с 20 до 10 км/ч». Речь идет о норме КоАП, согласно которой штраф за превышение менее чем на 20 км/ч не выносится. Дискуссии о снижении лимита ведутся с 2014 года на разных уровнях, о чем неоднократно рассказывал “Ъ”. К 1 августа МВД и Минтранс должны представить согласованную позицию по данному вопросу, соответствующее поручение ранее дал ведомствам вице-премьер Марат Хуснуллин.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector