Law36.ru

Юридический журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пешеход проходит как хозяин

Пешеход проходит как хозяин

Общественное движение «Союз пешеходов» добилось от администрации президента и Минфина признания неправомерности регрессных исков по автостраховкам к пешеходам—виновникам аварий. Страховщики заявляют, что, пока закон не изменен, давать спуску нарушителям они не будут.

Пешеходов, не желающих переходить дорогу по "зебре", могут освободить от оплаты ремонта сбивших их автомобилей

Фото: РИА НОВОСТИ

Закон и этика

Два года назад в Красноярске девушка-подросток Алексина Райм выскочила на дорогу в неположенном месте и угодила под машину. Водитель пешехода увидел, попытался затормозить, но столкновения избежать не удалось. История пренеприятная во всех смыслах: машина побита, пешеход в больнице, родители девушки подают в суд на водителя. Суд предписывает водителю, не виновному в ДТП, компенсировать затраты на лечение, а также моральный вред пострадавшей. Водитель компенсацию выплачивает.

По Гражданскому кодексу у пешехода сегодня больше прав, чем у водителя. Считается, что автомобиль — средство повышенной опасности для окружающих. Поэтому даже в случае невиновности в ДТП водитель обязан компенсировать ущерб жизни и здоровью пешехода (ст. 1079 ГК). Если водитель сможет доказать в суде грубую неосторожность потерпевшего, допускается лишь уменьшение размера возмещения (ст. 1083 ГК), но обязанность возместить вред здоровью все равно остается. Плюс на практике суды помимо компенсации по здоровью взыскивают с водителей еще и сумму морального ущерба.

Но дальше дело принимает совершенно иной оборот. В случае с Райм машина оказывается застрахованной в «Ингосстрахе», куда за возмещением обращался водитель. Страховщик, в свою очередь, решает стребовать затраты на ремонт с виновника ДТП. У водителей и страховщиков есть право требовать у виновника аварии компенсацию ущерба, связанного с ремонтом автомобиля (ст. 1064 и 965 ГК). И каких-то преференций в данном случае у пешеходов в законе нет. Кроме того, размер ущерба автомобилю сегодня несопоставим со стоимостью человеческой жизни. Единого подхода у судов к этому вопросу нет, каждый судья сам определяет размер компенсации. На практике выплаты за смерть пешехода по вине водителя достигают максимум 1 млн руб., за инвалидность первой группы — 500 тыс., за вред здоровью средней тяжести — 100 тыс. руб. Тогда как стоимость ремонта автомобиля может достигать нескольких миллионов рублей.

В случае с Алексиной Райм суд с доводами страховщика согласился. И отремонтировать машину оказалось дороже, чем вылечить пешехода. В итоге родители Алексины вынуждены были отдать сумму, полученную по суду, и доплатить еще 51 тыс. руб. Девушка пыталась оспорить это решение в вышестоящих инстанциях, но и Верховный, и Конституционный суды приняли сторону страховщика.

В Союзе пешеходов действия «Ингосстраха» сочли неэтичными: «Страховая компания «Ингосстрах» лишила пострадавшего пешехода возможности поправить здоровье после травмы и нанесла еще большую моральную травму. Декларируемые Конституцией как высшие ценности жизнь и здоровье человека оказались менее значимы, чем право на возмещение материального ущерба, нанесенного имуществу. Попытки потерпевшей доказать свою невиновность в ДТП и несоответствие суммы полученной компенсации за вред здоровью тяжести полученных травм, а также просьба учесть материальное состояние семьи пострадавшей девушки не были рассмотрены судом общей юрисдикции. Это неудивительно, ведь страховая компания «Ингосстрах» имеет гораздо больше возможностей, чтобы привлечь высококвалифицированных адвокатов для защиты своих интересов, чем пострадавший пешеход или его родственники».

Читайте так же:
Земельный участок дачное строительство какой дом можно строить

По мнению правозащитников, страховщики злоупотребляют своими правами. Ведь одно дело, когда пешеход был пьян или же сознательно бросился под колеса в попытке получить деньги с водителя. И другое — нарушение правил перехода дороги по простой неосторожности. После определения Конституционного суда по делу Алексины Райм от 4 октября 2012 года, узаконившего правоприменительную практику страховщиков, правозащитники опасаются, что таких случаев будет больше.

Пешеходное право

После резонансного решения Конституционного суда по делу Райм Союз пешеходов выступил с несколькими инициативами. В частности, правозащитники в обращении к президенту Владимиру Путину настаивали на необходимости изменить Гражданский кодекс так, чтобы к пешеходам, которые стали причиной ДТП «по собственной неосторожности», страховщики не могли предъявлять регрессные иски. Если же автомобиль поврежден пешеходом «по грубой неосторожности», сумма возмещения ущерба на ремонт должна устанавливаться судом в зависимости от полученной пешеходом суммы компенсации вреда здоровью. «Страховые компании выполняют важную социальную функцию и должны быть социально ориентированными»,— говорится в письме президенту.

В управлении по работе с обращениями граждан и организаций администрации президента РФ поддержали инициативу. В письме чиновников отмечается, что по ст. 965 ГК страховщик имеет право требовать компенсации своих убытков, но, «исходя из главенства Конституции РФ, возмещение вреда жизни и здоровью должно иметь приоритет по сравнению с возмещением вреда, причиненного транспортному средству». В письме администрация президента ссылается на мнение Минфина по этому вопросу, куда также обратились со своими предложениями правозащитники. «По мнению Минфина России, суброгация (право на регрессный иск.— «Деньги» ) в отношении пешехода за причиненный транспортному средству вред не имеет оснований. В целях исключения практики применения суброгационных требований к потерпевшему пешеходу или его родственникам за повреждение транспортного средства в связи с несоблюдением им правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда его здоровью или жизни, Минфином России направлено в Российский союз автостраховщиков (РСА) соответствующее обращение»,— говорится в письме.

В РСА позицию по данному вопросу сформулировать не смогли, так как к ОСАГО он отношения не имеет, и перенаправили обращение во Всероссийский союз страховщиков (ВСС). Юристы ВСС запрос рассмотрели и высказали такое мнение: «Оснований для полного освобождения от ответственности пешеходов, причинивших вред имуществу гражданина или юридического лица, нет. По нашему мнению, у страховщика имеются правовые основания для предъявления пешеходу суброгационного требования, возникшего в результате страховой выплаты, предусмотренной договором имущественного страхования, даже в случае причинения вреда здоровью пешехода, нарушившего ПДД».

Страховщики, естественно, с позицией ВСС солидарны. «Пешеход является таким же участником движения, как и водитель. Он так же несет ответственность за свое поведение на дороге, как и любой другой участник движения. Нет никаких сомнений, что ответственность гражданско-правового порядка должны нести все участники дорожного движения. Чем водитель, который пострадал в ДТП, хуже, чем пострадавший пешеход?» — удивляется директор по стратегическому развитию ОАО СОГАЗ Дмитрий Амелькин.

По мнению многих страховщиков, требование Союза пешеходов, хоть и поддержанное администрацией президента и Минфином, настолько абсурдно, что исполнять его просто никто не будет. Пока же страховщики продолжают пользоваться своим правом. И им не важно, кто именно инициировал аварию. Так, известен случай, когда СК «Согласие» требовала через суд компенсацию за ремонт автомобиля с семьи пенсионеров, один из которых переходил дорогу в неположенном месте. Не смущает страховщиков даже факт гибели виновника аварии. «Моего отца насмерть сбила машина вне зоны пешеходного перехода. В результате расследования этого случая уголовное дело не было возбуждено, так как вина водителя не установлена. У него АБС —скорость не определить, сбил вне зоны. На повторной экспертизе мы не настояли»,— пишет Наталья, дочь погибшего. А почти спустя год после ДТП Наталья получила претензию из компании «Ингосстрах» в связи с ремонтом сбившего отца автомобиля: страховщик требовал от семьи погибшего 100 тыс. руб.

Читайте так же:
Как снять ипотеку с квартиры если решение суда

Представители страхового сообщества уверены, что письма из администрации президента недостаточно для того, чтобы изменить правоприменительную практику. «Думаю, что появление комментариев Минфина и управделами президента не изменит ситуацию,— считает глава дирекции арбитражной работы, суброгации и регресса СК МАКС Евгений Величковский.— Страховщики как предъявляли иски, так и будут их предъявлять, если, опять же, вышестоящие суды не исполнят волю властных институтов и не издадут очередное «толкование» норм права в виде очередного пленума. Или же если правительство РФ (Минфин) полагает, что данное условие не соответствует чему-то (каким-либо принципам действия механизмов финансового рынка, финансовой этике и т. п.), то как орган, наделенный правом законодательной инициативы, оно должно возглавить соответствующую законодательную инициативу. И если эта инициатива будет поддержана и воплощена в соответствующем законе, он должен будет всеми исполняться». «Исключение предъявления суброгационных требований к пешеходам может быть установлено только путем внесения изменений в законодательство»,— уверен замдиректора юридического департамента ОСАО «Ингосстрах» Юрий Сопин.

Вместе с тем и среди страховщиков находятся те, кто признает наличие перегибов со стороны страховых компаний. «Вся шумиха вокруг этого вопроса на самом деле актуальна лишь для очень небольшого количества случаев. Например, когда в результате ДТП пешеход погибает, а страховая компания решает обратиться к его родственникам за возмещением ущерба за ремонт бампера. Безусловно, такие случаи выглядят некрасиво, и с этим нельзя не согласиться. Но с законодательной точки зрения подход всегда будет один: виновный несет ответственность вне зависимости от того, пострадал он или нет. Другое дело, что страховые компании могут себе позволить проявить социальную ответственность и не направлять регрессные требования в тех случаях, когда это переходит грани разумного. Это уже вопрос к каждой конкретной страховой компании. В СОГАЗе есть требование, что все регрессные иски на пострадавших пешеходов рассматриваются в индивидуальном порядке»,— говорит Дмитрий Амелькин.

Несмотря на очевидный скепсис страховщиков, Союз пешеходов настроен весьма решительно: пообещал следить за реакцией страховых компаний и «в случае необходимости обратиться в Конституционный суд, чтобы поставить окончательный крест на этой циничной практике».

Пешеходов, виновных в ДТП, освободят от ответственности!

Новые поправки в закон об ОСАГО запретят страховщикам заставлять таких пешеходов возмещать ущерб пострадавшим.

В России нередки случаи, когда страховые компании заставляют виновных в ДТП пешеходов компенсировать им траты на возмещение ущерба пострадавшей стороне. Это делается с помощью регрессных исков. В правительстве РФ решили, что такую практику необходимо пресечь.

lateral impact

Соответствующий законопроект был рассмотрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Член комиссии, председатель правления ассоциации юристов России Владимир Груздев считает, что даже если пешеход виновен в аварии (например был сбит автомобилем, потому что переходил дорогу в неположенном месте), то усугублять его проблемы дополнительными финансовыми тратами не нужно.

Читайте так же:
Как поставить на кадастровый учет жилой дом на землях лпх без документов

Сейчас в подобных случаях система действует следующим образом: страховщик в рамках договора ОСАГО возмещает ущерб пострадавшему в ДТП клиенту. После этого компания может обратиться в суд с регрессным иском к постороннему виновнику аварии (например, к пешеходу). Это позволяет СК как минимум частично компенсировать расходы.

Подчеркнём, у страховых компаний сейчас есть право предъявлять регрессный иск, однако пользоваться им они не обязаны. С помощью новых поправок в закон об ОСАГО предлагается их этого права лишить.

Кстати, согласно ныне действующему законодательству, иск можно подать к наследникам человека, ставшего виновником ДТП, в случае, если такой пешеход погиб в аварии. Однако, несмотря на то, что возможность есть, страховщики пользоваться ей не спешат: была зарегистрирована лишь одна попытка компании взыскать деньги с родственников погибшего пешехода-нарушителя, однако ей это не удалось.

Владимир Груздев отметил, что поправки предполагают освобождение пешеходов, ставших виновниками аварии, и их наследников от риска отвечать по регрессным искам. По его мнению, машина является источником повышенной опасности, так что человек, который садится за руль, должен осознавать это.

По сути, теперь эти риски будут нести страховщики, которые, в случае одобрения поправок, не смогут даже частично компенсировать расходы в таких случаях. Отметим, по итогам 2017 года в РФ было зафиксировано более 21 000 аварий по вине пешеходов. Их доля составила 12,4% от общего количества ДТП на российских дорогах в прошлом году.

stressed man sitting on car drivers seat

Скорее всего нововведение будет воспринято страховым сообществом прохладно. Вполне возможно, что эти риски они также будут закладывать в цену полисов ОСАГО, которая, кстати, летом снова вырастет. Увеличение средней стоимости «автогражданки» составит около 2 000 рублей. На это повлияет расширение тарифного коридора и изменение коэффициентов, используемых для расчёта страховой премии.

Также новые поправки в закон об ОСАГО вводят более строгие требования к водителям. Сейчас, если ДТП произошло по вине нетрезвого водителя, его страховая компания сначала возмещает убытки пострадавшим, затем предъявляет ему регрессный иск. Такой же порядок действий предлагается распространить на тех виновников аварий, которые отказались от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, а также на скрывшихся с места происшествия.

Выплаты по ОСАГО пешеходу при ДТП

🔔 Автоюрист сэкономит ваши деньги. ⭐⭐⭐⭐⭐ 100% гарантия, оплата по факту. ☎ тел: +7 495 290-92-46.

фото выплат при ДТП с пешеходом

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

В соответствии с ПДД пешеход – это полноправный участник дорожного движения. Статистика неумолима. Ежедневно на дорогах страны гибнут и получают травмы разной степени сотни людей. Эту категорию автоюристы называют самой незащищенной. Почему? Ответ прост. У них нет крыши над головой, ремней и подушек безопасности, а также других приспособлений, которые защищают жизнь и здоровье водителей. Нормами Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ предусмотрено, что «автогражданка» гарантирует возмещение ущерба всем потерпевшим в аварии. Выплаты по ОСАГО получат и пешеходы, пострадавшие при ДТП. Исключением являются случаи, когда люди сами становятся виновниками происшествия. Периодически даже самый заядлый автомобилист покидает своего «железного коня» и становится пешеходом. Поэтому от неприятностей на дорогах, тротуарах и пешеходных переходах не застрахован никто. Давайте сегодня поговорим о том, как нужно себя вести в случаях, если под колесами авто оказывается пеший человек, и на какую компенсацию может рассчитывать такой участник аварии.

Читайте так же:
Кап ремонт пришло уведомление от судебного пристава

Авария с участием пешехода: какой вред возместят пострадавшему?

Для начала предлагаю поговорить о том, на возмещение какого вида убытка может рассчитывать пешеход. При соблюдении определенных условий ему компенсируют такой ущерб:

  • Имущественный. В результате столкновения с автомобилем пешеход может разбить ноутбук, мобильный телефон или другой ценный предмет, порвать обувь и одежду.
  • Жизни и здоровью. В первом случае выплату получат родственники погибшего, а во втором размер компенсации будет зависеть от степени тяжести полученных травм.
  • Моральный. Самый сложный тип вреда, причинение которого доказать не так просто. В результате столкновения с транспортным средством человек испытывает эмоциональное потрясение, которое может привести к определенным проблемам со здоровьем.

Общую сумму компенсации потерпевший пешеход определяет самостоятельно, учитывая все расходы, понесенные в результате дорожного происшествия. Мы не рекомендует указывать в претензии (а затем в исковом заявлении) слишком завышенные цифры. Обычно суд, изучив все обстоятельства дела, назначает разумную выплату.

В некоторых случаях виновник ДТП предлагает решить вопрос мирным путем, желая получить в обмен на деньги расписку об отсутствии претензий. Естественно, что подписав такой документ пострадавший не сможет при возникновении дополнительных затрат (а бывает такое, что раны «дают о себе знать» и спустя несколько месяцев после случившегося) требовать их компенсации.

Водитель сбил пешехода: алгоритм действий

Теперь давайте обсудим, как должен вести себя водитель, обнаруживший, что он сбил человека. В некоторых случаях участника дорожного движения может ожидать суровое наказание, поэтому соблюдая правила поведения он существенно облегчит свою участь. Об основных моментах, которые зафиксированы в ПДД (имеется ввиду остановка, включение аварийки и выставление аварийного знака и другие действия), мы говорили неоднократно. В нашем случае перечень будет немного расширен:

  • Оказание первой медицинской помощи пострадавшему и вызов кареты «Скорой помощи». Естественно, многие из нас «далеки» от медицины, но в каждой аптечке, которую должен возить с собой водитель, есть обезболивающие лекарства и средства, позволяющие остановить кровь.
  • Вызов сотрудников ГИБДД. Если в результате дорожно-транспортного происшествия гибнут или получают травмы люди, оформлением аварии занимаются только представители Госавтоинспекции.
  • Фото и видео фиксация места аварии. Снимки и записи помогут инспекторам ГИБДД и суду более детально воссоздать картину случившегося. Можно также использовать материалы, отснятые видеорегистратором (не только свои, но и рядом проезжающих автомобилей).
  • Опрос свидетелей. Не все готовы тратить личное время для посещения судебных заседаний, но не нужно забывать о том, что задокументированные показания принимаются судом. Записав личные данные свидетелей и их рассказ о случившемся можно предоставить их во время разбирательства.
  • Звонок в страховую компанию с сообщением о случившемся. При наличии у водителя действительного полиса ОСАГО пострадавший переход (при условии, что он не виновен в произошедшем) имеет право получить страховую выплату.

Попавшим в подобную ситуацию автовладельцам мы настоятельно рекомендуем связаться в телефоном режиме с адвокатом. Первичная консультация автоюриста предоставляется бесплатно, а воспользоваться ей можно в любое время суток. В некоторых случаях своевременно предоставленная юридическая помощь позволяет спасти невиновного от незаконного наказания.

Читайте так же:
Как получить квартиру от государства если ребенок инвалид

Хотим обратить внимание на еще один важный момент. Участникам ДТП категорически нельзя переставлять транспортное средство до завершения процедуры оформления аварии и покидать место происшествия. Исключением является ситуация, когда пострадавшего необходимо срочно доставить в больницу, а больше это сделать некому. В таком случае водитель обязан после поездки в медицинское учреждение вернуться назад.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

ОСАГО онлайн

Аббревиатура ОСАГО расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности.

Как работает автострахование ОСАГО?

Страховая компания «Согласие» возьмет на себя выплату компенсаций пострадавшим в случае, если Вы причините вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, управляя автомобилем, застрахованным по ОСАГО.

  • при возникновении страхового случая вы сможете в любое время обратиться за консультацией к специалистам Круглосуточного диспетчерского пульта;
  • пострадавшие или их законные представители могут подать заполненное Извещение о ДТП и комплект документов на возмещение ущерба в любой офис компании;
  • оценка величины ущерба выполняется на основании осмотра поврежденных автомобилей экспертом СК «Согласие»;
  • страховые выплаты начисляются по результатам экспертизы.

Зачем нужен полис ОСАГО?

Согласно закону владельцы транспортных средств обязаны застраховать риск наступления своей гражданской ответственности при использовании транспортного средства. Полис обязательного страхования гражданской ответственности поможет вам урегулировать конфликты на дороге и выплатить компенсацию участникам движения, пострадавшим в аварии. Страховая сумма, в пределах которой Страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью каждого потерпевшего, – до 500 000 рублей;
  • возмещение вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, – в пределах 400 000 рублей.

Европротокол

Европротокол – это возможность совместного самостоятельного оформления документов о дорожно-транспортном происшествии водителями, причастными к ДТП. Оформляется Европротокол на специальных бланках извещения о ДТП, которые выдаются при покупке полиса ОСАГО. В рамках Европротокола можно оформить ДТП без помощи сотрудников ГИБДД в следующих случаях:

  • Если произошло ДТП в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним).
  • Если гражданская ответственность владельцев транспортных средств, участвовавших в ДТП, застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО.
  • В результате ДТП повреждены только транспортные средства.
  • В ДТП не пострадали люди (водители, пассажиры, пешеходы). В результате ДТП не повреждено иное имущество.

С подробной информацией об оформлении ДТП без участия ГИБДД Вы можете ознакомиться здесь.

Электронное ОСАГО

C 01.01.2017 СК «Согласие» осуществляется продажа полисов автострахования ОСАГО в электронном виде через интернет.

Что такое Электронное ОСАГО (Е-ОСАГО)?

Е-ОСАГО позволяет осуществлять покупку полиса обязательного страхования автогражданской ответственности в электронном виде. Вам не потребуется для оформления полиса ехать в офис страховой компании — полис оформляется на официальном сайте страховщика. После оплаты полиса страхователю предоставляется электронный полис, подписанный усиленной квалифицированной подписью страховщика, распечатку которого необходимо возить с собой и при необходимости предъявлять сотрудникам ГИБДД.

Для того, чтобы оформить страховку ОСАГО, заполните форму ниже. Страховой полис придет Вам на электронную почту.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector