Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2020, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Права педагогов в новом законе об образовании

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

Читайте так же:
Что за ответственность за незаконное ношение травматического оружия в России

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных в зависимости от сферы ведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Читайте так же:
Зачем нужен контроль трудового законодательства

(часть 9 в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 188-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145»

21 декабря 2012 года в окончательной редакции был принят проект Федерального закона №121365-6 «Об образовании в Российской Федерации». Дата вступления закона в силу 1 сентября 2013 года. Этот закон заменит два действующих в настоящее время закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Новый закон внесет много изменений в действующую на сегодняшний день систему образования в Российской Федерации. Так что же нас ждет в ближайшем будущем и каковы эти изменения?

В статье 2 ФЗ появляется глоссарий, состоящий из понятий, используемых в новом законе. Раскрываются, например, такие понятия, как «обучающийся», «образовательная организация», «инклюзивное образование», «конфликт интересов педагогического работника», «присмотр и уход за детьми» и другие.

Вторая новелла состоит в изменении формулировок некоторых понятий. На сегодняшний день используется понятие «Образовательное учреждение». В новой редакции это понятие изменяется на понятие «Образовательная организация».

Новая редакция закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если такое образование получается гражданином впервые.

В статьях 7, 8, 9 ФЗ «Об образовании» определены полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Новый ФЗ «Об образовании» определяет следующие уровни общего образования:

1. Дошкольное образование

2. Начальное общее образование

3. Основное общее образование

4. Среднее общее образование

И следующие уровни профессионального образования:

1. Среднее профессиональное образование

2. Высшее образование – бакалавриат

3. Высшее образование – специалитет, магистратура

4. Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

В статье 11 раскрываются такие понятия, как «Федеральные государственные образовательные стандарты». Порядок их разработки, утверждения и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации. Они определяют структуру основных образовательных программ, условия их реализации и др. Т.е. определяют список предметов и количество часов, которые будут являться обязательными к изучению и будут бесплатными.

Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с государственным образовательным стандартом. Согласно новому закону реализация образовательных программ возможна с использованием различных технологий, в том числе допускается использование дистанционных технологий и электронного обучения.

Новым законом предусмотрена возможность сетевой формы реализации образовательных программ. Т.е. обучающиеся смогут осваивать образовательные программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных организаций.

Статья 16 посвящена понятиям «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и законодательно закрепляет право организаций, осуществляющих обучение, их применять. Т.е. организациям можно осуществлять обучение как с использованием различных баз данных, так и дистанционно (на расстоянии).

Новый ФЗ закрепляет следующие формы получения образования:

– В организациях – в очной, очно-заочной, заочной форме.

– Вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.

Вводятся понятия «Экспериментальная деятельность» – это возможность внедрения новых образовательных технологий, и «Инновационная деятельность» – это деятельность, направленная на совершенствование кадрового, правового, учебно-методического и иного обеспечения системы образования.

После вступления ФЗ в законную силу в Российской Федерации образовательные организации будут подразделяться на следующие типы:

1. Образовательные организации, реализующие основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация;
  • общеобразовательная организация;
  • профессиональная образовательная организация;
  • образовательная организация высшего образования.

2. Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы:

  • организация дополнительного образования;
  • организация дополнительного профессионального образования.

В компетенцию образовательной организации включается установление требований к одежде обучающихся. На свое усмотрение образовательная организация может ввести школьную форму определенного образца.

Также нововведения коснулись и сельских школ. Согласно статье 22 принятие решения о реорганизации или закрытии общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении не допускается без учета мнения жителей этого поселения.

В статье 29 обновлен список информации, которая в обязательном порядке должна содержаться на сайте образовательной организации. Например, теперь помимо сведений о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации, также нужно указывать информацию об опыте работы педагогического работника.

4 глава ФЗ посвящена обучающимся и мерам их социальной поддержки. В качестве таковых указываются:

  • полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью и т.п. в случаях, которые установлены ФЗ и законами субъекта Федерации;
  • обеспечение питанием в случаях, которые также установлены соответствующими законами;
  • обеспечение местами в интернатах и жилыми помещениями в общежитиях;
  • транспортное обеспечение;
  • получение стипендий и иных денежных выплат;
  • предоставление образовательного кредита и иные меры социальной поддержки.

Также как и в действующем законе, в новой редакции предусмотрено по решению организации отчисление несовершеннолетнего обучающегося, однако устанавливается ограничение в том, что отчисление возможно только по достижении им 15 лет.

Впервые законодательно закрепляется особый статус педагогического работника. Указано, что педагогические работники будут иметь следующие трудовые права и социальные гарантии, которые несколько отличаются от тех, которые установлены в действующем на сегодняшний день законе:

  • право на сокращенную продолжительность времени. Однако не устанавливается предела количества часов;
  • право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. В действующем законе установлен срок в пять лет;
  • право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
  • право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
  • право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако сейчас назначается пенсия за выслугу лет;
  • право на предоставление педагогическим работникам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди помещений по договору социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, который представляет собой совокупность жилых помещений, предоставляемых отдельным категориям граждан временно;
  • право педагогических работников, которые проживают и работают в сельских населенных пунктах на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размеры такой компенсации устанавливаются Правительством РФ;
  • педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена выплачивается компенсация за работу по подготовке и его проведению. Размеры такой компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, которые выделяются на проведение ЕГЭ.
Читайте так же:
Уголовная ответственность незаконная предпринимательская деятельность наказание физическое лицо

Новый закон официально закрепляет то, что расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Отдельно отмечается, что педагогический работник организации не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

В законе дана следующая формулировка понятия «Конфликт интересов педагогического работника»: это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Особое внимание хотелось бы уделить системе оплаты.

Согласно статье 65 нового ФЗ «Об образовании» с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, будет взыматься плата. Учредители детских садов сами вправе устанавливать размер взымаемой с родителей (законных представителей) платы. Но включение расходов на реализацию программы дошкольного образования, а также расходов на содержание имущества образовательных организаций в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком не допускается.

Этой же статьей предусмотрена компенсация родителям (законным представителям) в размере, который устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% на второго, не менее 70% на третьего и последующих детей.

Что же касается организаций, осуществляющих общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, то образовательные программы в рамках государственного стандарта будут реализовываться бесплатно. Однако за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей, и ее размер. То же самое касается и образовательных организаций с наличием интерната.

Несмотря на то, что новый закон «Об образовании» на сегодняшний день вызывает много споров и вопросов у родителей и обучающихся, его введение обещает в ближайшем будущем поднять систему образования на гораздо более высокий уровень и сделать образование более доступным.

Полностью с содержанием нового Закона об образовании в РФ можно ознакомиться, скачав документ по ссылке.

Учителя выступают против закона об образовании в России

Школьный класс

"Сам закон вроде бы не несет опасности, но декларации свободного доступа к образованию — пустые слова. Со стороны государства нет никаких гарантий бесплатности образования. В конкретных статьях дается возможность коммерциализации высшей школы: это может быть сделано на уровне указов и подзаконных актов", — говорит профессор Елена Галкина, представитель инициативной группы сотрудников и студентов Московского государственного педагогического университета.

При этом некоторые учителя в целом оценивают новый законопроект позитивно, а в думском комитете по образованию и науке не видят причин для беспокойства и советуют перечитать 417 страниц документа.

Законопроект прошел первое чтение в Госдуме 17 октября — его поддержала вся фракция "Единой России" и часть представителей ЛДПР. При этом лидер партии Владимир Жириновский на слушании заявил: "Хорошее образование ведет к революции, при хорошем уровне образования образованные люди выходят на улицы и свергают власть, создавшую такую систему обучения".

Дату второго слушания обещали назначить на конец ноября.

Общественники надеются до этого момента быть услышанными: они направили свои поправки в Госдуму, согласовали митинг на 10 ноября в Москве и заявили серию пикетов в Ижевске, Санкт-Петербурге, Перми, Владивостоке и Иркутске.

Авторы поправок – профсоюз "Учитель", ассоциация "Свободный университет" и движение "Российским детям — доступное дошкольное образование" — изложили в 13 пунктах, какие подводные камни они видят в новом законопроекте.

Образование для богатеньких?

Учителя обращают внимание на сокращение бюджетных мест в вузах. В прежнем законе была норма: 1700 бюджетных мест на каждые 10 тысяч населения, в новом — 800 мест на каждые 10 тысяч граждан в возрасте от 17 до 30 лет. Авторы поправок предлагают вернуть прежний норматив.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Григорий Колюцкий, инициатор создания научно-образовательной колонны на митинге оппозиции "Марш миллионов" и научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, важной поправкой считает пункт о бесплатности магистратуры. По его словам, в законе строго не прописано, что не только бакалавриат, но и магистратура будут не для "богатеньких, а для всех".

Читайте так же:
В какие дни в до скольки могут звонить коллекторы по новому закону

Он обращает внимание на предложение общественников оставить пункт о правовом статусе лицеев, гимназизий и специализированных школ, называя их "соломинками, за которые пока еще держится научное сообщество". В новом законопроекте особые права таких учебных учреждений, по его словам, не прописаны.

Инициаторов поправок возмущает появление новой статьи 91, регламентирующей особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов России и получения теологического и религиозного образования. Профессор Елена Галкина назвала ее основанием для "государственного финансирования богословского образования". Этот пункт предлагают убрать вовсе.

Оценка Сталина

Учителей также беспокоит, что законопроект не гарантирует достойный уровень дохода преподавателя. Они требуют, чтобы зарплата учителей была не ниже средней по региону. "Сейчас [зарплаты] уравниваются за счет того, что учителя берут полторы ставки, отчего ухудшается качество преподавания", — сказала Галкина.

Большие вопросы вызывают и академические свободы преподавателя. "По действующему закону, преподаватель не имеет права агитировать в пользу какой-либо политической партии или движения, что логично. Но в новом законопроекте идет речь о том, что он не имеет права своим преподаванием принуждать студента к принятию религиозных, политических или иных убеждений", — подчеркнула Галкина. Она считает, что это обернется репрессиями против педагогов, а значит пункт нужно вычеркнуть из законопроекта.

Андрей Демидов, сопредседатель независимого профсоюза учитель и преподаватель истории, объясняет, что в гумантитарных науках преподаватель дает оценки "сплошь и рядом", а значит ему придется "следить за генеральной линией", чтобы недолжным образом не отозваться, например, о Сталине.

Демидов выделяет среди поправок пункт против упразденения сельских школ. Действующий закон разрешает закрыть школу по решению сельского схода. В новом это право получают органы местной власти, в которых, как подчеркивает Демидов, "сидят сами знаете кто".

"Закон настолько плох, что его никто, кроме Жириновского, не поддержал", — заключил Колюцкий.

"Перечитывайте закон"

Пока авторы поправок не получили ответа из Госдумы. Но первый заместитель главы думского комитета по образованию, представитель фракции "Единая Россия" Владимир Бурматов заверил в беседе с корреспондентом Русской службы Би-би-си, что этот документ в Думе получили и изучают.

Он не видит причин для беспокойства. "Закон об образовании не может подразумевать сокращение бюджетных мест. Это не совсем правильная интерпретация. Вопрос о количестве бюджетных мест принимает министерство образования. Сейчас, насколько я понимаю, министерство не планирует их сокращать. Министр транслировал свою позицию – около полугода назад было заявление от Дмитрия Ливанова о том, что сокращений не будет", — подчеркивает депутат.

Бурматов не считает, что пункт о религиозном образовании распространяется на обычные школы. "Наличие курсов по религии — вопрос федеральных образовательных стандартов. Любой курс, который изучает ученик, в них прописывается. Очевидно, что министерство выделило это в законе. У нас есть православные гимназии, где изучаются соответствующие дисциплины. В общеобразовательной школе никто ничего не может навязывать. Чтобы не беспокоиться, нужно чаще перечитывать закон", — заявил он

Депутат также утверждает, что бесплатное образования не только декларируется. "Магистратура не станет платной. У нас гарантируется бесплатное высшее образование на конкурсной основе. Магистратура — это часть высшего образования", — говорит Бурматов.

"О религии — ненавязчиво и осторожно"

Среди учителей есть и те, кто видит в законе хорошие стороны. Директор центра образования "Царицыно" № 548, член Общественной палаты Ефим Рачевский отмечает, что законопроект объявляет гарантии дошкольного образования.

"Многие семьи воспринимают это как принуждение семьи водить ребенка в детский сад. Это неправильное восприятие, потому что текст написан невнятно. Сейчас его должны поправить", — сказал он Русской службе Би-би-си.

Рачевский отмечает еще несколько плюсов. "Законопроект делает дошкольное образование ступенью общего образования. Еще одна существенная вещь – это изменение системы начального профессионального образования. Сегодня требуются рабочие высокой квалификации. Правильно сделать начальное профессиональное образование ступенью среднего профессионального", — говорит учитель.

Он заключил, что в целом позитивно относится к законопроекту, "потому что он начисто лишен популистских проявлений и не мешает работать образовательной организации".

Рачевского беспокоит объем законопроекта и его излишняя детализация, "которая неизбежно приводит к множественным правкам: закон, принятый в 1992 году уже напоминает лоскутное одеяло". Он тоже считает, что из законопроекта нужно выбросить всю часть, связанную с религиозным образованием.

"Если кому-то придет в голову вводить религиозное образование, это нужно делать ненавязчиво и осторожно. Необязательно об этом писать в законе об образовании", — заявил учитель.

МАОУ Новоселезнёвская СОШ

Законопроект "Об образовании в РФ" вопросы и ответы

Ответы

на популярные вопросы

по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

ВОПРОС: Зачем надо было менять законодательство в сфере образования? Чем не устраивал старый закон?

ОТВЕТ: Действующий Закон «Об образовании» был принят в 1992 году и для свое­ го времени был очень прогрессивным. Именно он адаптировал образовательную систему к новым экономическим реалиям, создал условия для самостоятельности школ и появления авторских образовательных методик. Правда, финансовых и ор­ ганизационных основ для реализации этих инициатив определено не было, и мно­ гие передовые идеи так и остались на бумаге.

Но главное — за 20 лет стала другой страна, и документ просто перестал отве­ чать требованиям времени.

Попытки же угнаться за происходящими изменениями привели к тому, что прак­ тика внесения в него дальнейших поправок во многом исчерпала свой ресурс.

ВОПРОС: В чем принципиальные отличия нового закона от старого?

ОТВЕТ : Сегодня задача нового закона — не только описать сис­ тему образования, определить правила для всех участников образовательного процесса, но главное — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражда­ нину в любом возрасте возмож­ ности для образования и про­ фессионального роста.

Новый закон учитывает все многообразие возможностей получения качественного обра­ зования, которые сегодня есть в Российской Федерации. При этом образование на всех уров­ нях — от дошкольного до выс­ шего — остается бесплатным.

Цель нового закона — пре­ доставить каждому максималь­ ные условия для того, чтобы получить дошкольное и обяза­ тельное общее образование, выбирать действительно ка­ чественные образовательные организации для получения профессионального образова­ ния, работая, профессиональ­ но совершенствоваться, осваи­ вать новые технологии.

ВОПРОС: Какие конкретные преимущества получат учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона?

Читайте так же:
Закон об установке и замене электросчетчиков

ОТВЕТ:

1. Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
2. Расширяются возможности получения знаний. В законодательстве впервые закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
3. Расширится выбор образовательных организаций, в которых можно получить образование на бесплатной основе: бюджетное финансирование получат граж­ дане, обучающиеся в негосударственных образовательных организациях
4. Студенты и школьники получат возможность выбирать учебные курсы, причем не только в своем образовательном учреждении, но и за его пределами.
5. Среднее профессиональное образование станет общедоступным.
6. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включе­но в систему среднего профессионального образования.
7. Родители, работодатели и учащиеся получат больше возможностей для влия­ ния на образовательный процесс и его организацию за счет расширения полномочий общественных советов
8. Студенты получат возможность заниматься научной деятельностью под руко­ водством научных работников. Будут расширены возможности прохождения практики на предприятиях реального сектора экономики, ведения преподава­ тельской деятельности специалистами предприятий-работодателей.
9. Расширятся возможности для реализации уникальных образовательных программ. В законе учтены особенности получения образования для детей с ограниченными возможностями, образования в сфере культуры и искусст­ва и т. п.

ВОПРОС: Какие права обеспечивает новый закон?

ОТВЕТ:

* Поддержку различных форм получения образования, включая самообразова­ние и семейное образование.

* Право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования.

* Право каждого на защиту его законных интересов, прав и свобод в образовании, включая судебную защиту.

ВОПРОС: Будет ли система образования, как и прежде, не только учить, но и воспитывать?

ОТВЕТ: Вторая статья документа гласит, что образование является единым про­ цессом обучения и воспитания. Таким образом, все нормы законопроекта, регули­ рующие процесс образования, в равной мере относятся и к воспитанию.

ВОПРОС: Останется ли общее образование бесплатным?

ОТВЕТ : Да. Государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образо­ ванием в рамках ФГОС, и эта норма четко прописана в проекте закона. Более того, документ однозначно говорит о том, что платные образовательные услуги не мо­гут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

ВОПРОС: Сохранятся ли льготы при поступлении в вузы?
ОТВЕТ: Новый закон сохраняет право на поступление в вузы без вступительных экзаменов для победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, а также чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр (по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта).

При этом система льгот и преимуществ, предоставляемых при приеме в высшие учебные заведения, будет упорядочена. Главная цель — обеспечить равные воз­ можности для поступления всем абитуриентам. В частности, в новом законе пре­ дусмотрена замена права на поступление вне конкурса следующими формами го­ сударственной поддержки:

— прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
— обучение за счет средств бюджета на подготовительном отделении;
— преимущественное право приема в вузы при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Такая система позволит обеспечить не только реализацию права на доступ к об­ разованию, но и будет способствовать успешному освоению профессиональных образовательных программ.

ВОПРОС: Будет ли способствовать новый закон повышению статуса педагога?

ОТВЕТ: Да. В этом документе государство впервые законодательно признает особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социаль­ ной поддержки.
Права и меры поддержки педагогических работников образовательных органи­ заций впервые распространены и на педагогических работников других органи­ заций (медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образователь­ ную деятельность.

ВОПРОС: Какие гарантии по оплате труда получат педагоги?
ОТВЕТ: Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание государствен­ ных (муниципальных) услуг в сфере образования включают в себя расходы на опла­ ту труда педагогов. Причем с учетом обеспечения определенного среднего уровня зарплаты, определяемого в соответствии с решениями президента Российской Фе­ дерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (например, школьные учителя должны будут получать не меньше средней зарплаты по эконо­ мике региона).

ВОПРОС: Какие уровни образования включает новый закон?
ОТВЕТ : В соответствии с новым законом общее и профессиональное образова­ ние реализуется по уровням:

Общее образование:
— дошкольное образование;
—начальное общее образование;
—основное общее образование;
— среднее общее образование;

Профессиональное образование:
— среднее профессиональное образование;
— высшее образование —бакалавриат;
— высшее образование —специалитет, магистратура;
— высшее образование —подготовка кадров высшей квалификации.

Для каждого уровня создаются свои федеральные государственные образова­ тельные стандарты (ФГОС).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector