Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок защиты трудовых прав

Порядок защиты трудовых прав

Правовая основа предоставления и защиты трудовых прав регламентирована Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В силу статей 15 и 57 ТК РФ трудовые права возникают из трудовых отношений, которые должны быть основаны на трудовом договоре – письменном соглашении между работником и работодателем, содержащем всю необходимую информацию о выполняемой работе, условиях труда, обязанностях и правах сторон, в том числе о правах работника на заработную плату и отдых, а также о гарантиях и компенсациях, предоставленных работнику.

Наряду с этим статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Однако именно при работе по трудовому договору можно воспользоваться различными способами защиты трудовых прав, тогда как в случае отсутствия трудового договора остается рассчитывать на защиту трудовых прав судом.

Статьей 352 ТК РФ установлены следующие способы защиты трудовых прав:

1) Самозащита работниками трудовых прав (статьи 142, 379 и 380 ТК РФ) — работник может отказаться от выполнения работы, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, в случаях если:

— работа не предусмотрена трудовым договором или угрожает его жизни и здоровью;

— в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней.

На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все трудовые права.

Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

2) Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами.

3) Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Указанный надзор осуществляется государственной инспекцией труда и прокуратурой посредством проведения внеплановых проверок деятельности работодателя по жалобам работников.

При этом, государственная инспекция труда действует в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Пожаловаться можно, обратившись в орган надзора лично либо подав письменную жалобу на бумажном носителе или в электронном виде, соблюдая следующие правила:

— жалоба должна содержать: наименование государственного органа (адресата); фамилию, имя, отчество заявителя (последнее – при наличии); почтовый адрес заявителя; суть нарушения прав; личную подпись заявителя и дату (статья 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Помимо этого важно указать в жалобе свой номер телефона, наименование и адрес работодателя, а также приложить к жалобе копии имеющихся документов в подтверждение своих доводов;

— жалоба в электронном виде, адресованная в государственную инспекцию труда, подлежит направлению с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (статья 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). В частности, электронная жалоба может быть направлена через портал: gosuslugi.ru.

Следует учитывать, что прокуратура не является первичным органом надзора, в связи с чем, зачастую жалоба передается прокуратурой в государственную инспекцию труда. В таких случаях жалобы, направленные в прокуратуру по простой электронной почте, не рассматриваются по существу государственной инспекцией труда.

4) Судебная защита (статьи 391-394 ТК РФ).

При использовании данного способа защиты трудовых прав важно руководствоваться также Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума).

В судах рассматриваются любые трудовые споры. При этом, работник может обратиться в суд непосредственно либо после использования вышеперечисленных способов защиты трудовых прав при условии соблюдения нижеприведенных процессуальных сроков. Исключение составляют следующие трудовые споры, рассматриваемые непосредственно в судах:

— о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

— об отказе в приеме на работу;

— по заявлениям лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

— по заявлениям лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Работник имеет право обратиться в суд в течение следующих сроков:

— по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

Читайте так же:
Возврат пижамы закон о защите прав потребителей

— по спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику – в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении;

— по иным спорам – в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Примечательно, что согласно правовой позиции, изложенной в пункте 56 Постановления Пленума, в случае, если работнику, трудовые отношения с которым не прекращены, заработная плата начислена, но не выплачена, то указанное нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. В указанном случае срок на обращение в суд не пропускается.

При пропуске по уважительным причинам указанных сроков, они могут быть восстановлены судом.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что обращение в профессиональный союз или органы надзора за защитой трудовых прав не приостанавливает течение процессуального срока на обращение в суд.

Заявление в суд оформляется по правилам статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и предъявляется в суд общей юрисдикции (районный, городской) по месту нахождения работодателя или месту жительства работника в силу статьи 28 и части 6.3 статьи 29 ГПК РФ.

Также, ГПК РФ предусмотрен альтернативный вариант обращения работника к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (являющегося одновременно исполнительным документом) в случае, если заявлено требование о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику денежных сумм, размер которых не превышает пятьсот тысяч рублей (статья 23, часть 1 статьи 121 и статья 122).

Заявление о выдаче судебного приказа оформляется в соответствии со статьей 124 ГПК РФ и предъявляется мировому судье по обозначенным выше правилам подсудности.

Однако следует учитывать, что в соответствии с положениями статей 55 и 56 ГПК РФ каждая сторона судебного разбирательства должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. Доказательствами по делу являются сведения, которые могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

На основании статьи 393 ТК РФ и части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений.

Право работника на судебную защиту может быть реализовано посредством обращения в прокуратуру, так как на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В свою очередь, лицо, осуществляющее трудовую деятельность без оформления трудовых отношений (трудового договора), обладает лишь правом на обращение в суд с исковым заявлением в общем порядке по месту нахождения работодателя (статьи 28, 131 и 132 ГПК РФ), уплатив государственную пошлину (пункт 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом, в суде необходимо доказать наличие трудовых отношений и факт нарушения трудового права (посредством документов, подписанных ответчиком (договоры, акты, расписки и другое), а также показаний свидетелей и признаний ответчика). Учитывая сложности при доказывании факта наличия трудовых отношений, настоятельно рекомендуется выполнять работу только после оформления трудового договора или иного письменного соглашения.

К сведению, государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Хабаровского края осуществляют:

— государственная инспекция труда в Хабаровском крае, контактные данные: 680038, г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 60, оф. 905, тел.: (4212) 37-69-79, сайт: git27.rostrud.ru;

— органы прокуратуры Хабаровского края, контактные данные: 680000, г. Хабаровск, ул. Шевченко, д. 6, телефон: (4212) 32-41-70, сайт: prokurorhbr.ru.

Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае обращается в указанные органы в интересах заявителей, а также оказывает им помощь в составлении исковых заявлений и других документов для обращения в суд. Для этого необходимо направить жалобу на бумажном носителе на имя Уполномоченного по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 32.

Обращения

Какие жалобы рассматривает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его компетенция?

Компетенция, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Читайте так же:
Законность отстранения от работы по ошибке отдела кадров

Правовыми средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации способствует восстановлению нарушенных прав, обратившихся к нему заявителей, не подменяя при этом деятельность иных органов и должностных лиц.

Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека, таких, в частности, как органы правосудия и прокуратуры или контролирующие органы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы заявителей на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих при условии, что заявители ранее обжаловали их в судебном или административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобам.

Заявитель должен обладать формальным правом на обращение к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, то есть:

– являться жертвой нарушения прав человека (находиться в публичных отношениях «личность и власть», а не быть участником гражданско-правового договора, например, займа или купли-продажи), ее законным представителем, адвокатом, либо участником уголовного или гражданского судопроизводства, имеющим процессуальное право на обжалование вступившего в законную силу судебного решения;

– его права предположительно должны быть нарушены решением или действием (бездействием) федерального, регионального или муниципального органа власти, его должностным лицом, либо вступившим в законную силу судебным решением по уголовному или гражданскому делу (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не вправе вмешиваться в процессуальную деятельность независимых органов дознания, предварительного следствия и правосудия, осуществление прокурорского надзора, в рассмотрение частно-правовых споров между гражданами, с коммерческими и общественными организациями);

– предварительно обжаловать решение или действие (бездействие), нарушающее, как он полагает, его права или свободы, в судебном или административном порядке, приложив копии всех имеющихся у него документов (проверка сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях к компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не относится).

Лица, находящиеся в местах принудительного содержания, вправе обращаться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации без предварительного обжалования решения или действия (бездействия) администрации места принудительного содержания; их жалобы просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации и Государственной Думы), законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации и их аппараты являются независимыми самостоятельными государственными органами субъектов Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не подотчетны и не подконтрольны.

Чьи жалобы рассматривает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации?

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает жалобы граждан Российской Федерации (независимо от места их нахождения) и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

С жалобой на нарушение его законных трудовых прав и интересов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

От 27 апреля 1993 года № 4866-I

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

(в ред. Федеральных законов от 14.12.1995 N 197-ФЗ,
от 09.02.2009 N 4-ФЗ)

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
(в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", статьями 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". (часть вторая в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ)
Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим. (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи. (часть вторая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно. (часть четвертая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений). (часть пятая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Читайте так же:
Можно ли обменять серебряные серьги по закону потребителей

Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

В соответствии с настоящим Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:
действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;
действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Статья 4. Подача жалобы

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

Статья 5. Сроки обращения в суд с жалобой

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона. (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Статья 6. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. (часть вторая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Читайте так же:
Заявление в сизо о передаче вещей килограммы закончились

Статья 7. Решение суда по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение.Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к указанным в статье 2 настоящего Закона последствиям. (часть третья введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественного объединения или должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. (часть четвертая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации", другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений), указанных в статье 2 настоящего Закона. (часть пятая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными действиями (решениями), а также представлением искаженной информации, возмещаются в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации порядке. (часть шестая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Статья 8. Исполнение решения суда

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу, государственному служащему, а также гражданину не позднее десяти дней после вступления решения в законную силу. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Распределение судебных издержек, связанных с рассмотрением жалобы

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего, если установит, что их действия (решения) были незаконными. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ)
Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение или должностное лицо, государственного служащего также в случае признания судом их действий (решений) законными, если поданная гражданином вышестоящему в порядке подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена без ответа либо ответ дан с нарушением срока, установленного статьей 4 настоящего Закона.
(часть вторая введена Федеральным законом от 14.12.1995 N 197-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России
27 апреля 1993 года
N 4866-I

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);

5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации — работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;

Читайте так же:
Очередность наследования внуков по закону

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

7.1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Кодексе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»;

8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

11) представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора;

12) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

14) в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Порядок проведения аттестации (пункт 3 части первой настоящей статьи) устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этого подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации.

Увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 7 или 8 части первой настоящей статьи, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем.

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Сведения о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании пункта 7.1 части первой настоящей статьи включаются работодателем в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector