Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГК РФ Статья 222. Самовольная постройка

Узаконивание пристройки к частному дому 2022 году без суда

Позиции высших судов по ст. 222 ГК РФ >>>

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 1 ст. 222 во взаимосвязи с другими нормами см. Постановление КС РФ от 11.11.2021 N 48-П.

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Использование самовольной постройки не допускается.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

3.2. Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.

Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 339-ФЗ)

Решения, предусмотренные п. 4 ст. 222, не могут быть приняты в случаях, предусмотренных федеральными законами от 05.04.2021 N 79-ФЗ, от 30.11.1994 N 52-ФЗ.

4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

Читайте так же:
Если патент закончился а уволили позже

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Положения абз. 6 п. 4 ст. 222 применяются также в отношении жилых домов и жилых строений, созданных до 01.01.2019 соответственно на дачных и садовых земельных участках (ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ).

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Как узаконить самовольную пристройку к частному дому

pristrojka k domu

Разберёмся, как узаконить самовольную пристройку к частному дому. Сделать это несложно, ответственность грозит только тем, кто не узаконил увеличение площади и не собирается это делать. Каждый частный дом, пригодный для проживания, зарегистрирован в ЕГРН и имеет кадастровый паспорт. В нём отражены сведения о технических характеристиках здания: адрес, этажность, площадь. Если в доме произошли изменения – проведена реконструкция с увеличением площади – их нужно отразить в кадастровых сведениях.

Какие пристройки требуют обращения в администрацию

Не все пристройки нуждаются в регистрации и не все становятся причиной внесения изменения в ЕГРН.

  • Реконструкция будет затрагивать несущие стены;
  • От надёжности постройки зависит безопасность людей (например, это – дополнительная комната, в которой будут жить члены семьи).

Террасы, крылечки, беседки и летние кухни чаще всего не относятся к капитальным строениям и не требуют обращения в муниципалитет.

Но если была проведена серьёзная реконструкция (добавлена комната или этаж, гараж, баня, полноценная кухня), её нужно согласовать. Дело в том, что в процессе согласования специалисты на месте оценивают качество и безопасность пристройки, а это особенно важно для домов, в которых люди будут жить постоянно.

Как должно быть: порядок действий

Чтобы к владельцу дома ИЖС или к автору реконструкции не возникло вопросов у администрации, он должен действовать по следующему порядку:

  1. Обратиться в муниципалитет, в котором зарегистрирован дом. Получить бланк заявления на реконструкцию. Заполнить его, предоставив технические сведения о будущей пристройке к зданию и эскиз (чертёж).
  2. Дождаться решения муниципалитета. Чаще всего, оно положительное. Для отказа нужны веские основания. В крайнем случае, заявление отправят на доработку, если оно не соответствует правилам.
  3. Получить разрешение и приступать к запланированной реконструкции. Выполнять её в соответствии с заявленной схемой.
  4. После окончания работ заказать новый кадастровый план дома у лицензированного кадастрового инженера. С этим документом вновь обратиться в муниципалитет, который проведёт проверку соответствия, после которой документация автоматически попадает в ЕГРН, где внесут изменения в кадастровые сведения.

Что делать, если пристройка уже есть?

По разным причинам владелец может нарушить этот алгоритм и создать пристрой раньше, чем обратится в муниципалитет. Некоторые игнорируют законодательство, другие боятся бюрократии. Есть и такие мастера, кто делает пристройку без чертежей и схем, поэтому не могут предоставить эту информацию в муниципалитет.

Сооружение, созданное в результате такой незаконной реконструкции, называется самовольной постройкой.

Обнаружив несоответствие фактических квадратных метров заявленным в кадастре, муниципалитет подаст на владельца в суд и заставит снести незаконное сооружение. Причём, делать это собственнику придётся за свой счёт. Чтобы не попасть под крайние меры, собственник должен узаконить самовольную пристройку.

Вариант 1: досудебное согласование

Алгоритм узаконивания пристройки к дому почти не отличается от традиционного уведомительного:

  1. Подать заявление в муниципалитет. Это может быть администрация района, города, села. Обычно такими вопросами занимается либо градостроительный комитет, либо ведомство, связанное с архитектурой, в крупных городах существуют отдельные специальные контролирующие единицы.
  2. Подождать ответ.
  3. Заказать технический паспорт нового здания.
  4. Снова прийти в муниципалитет.
  5. Пройти экспертизу.
Читайте так же:
Согласно закона о защите прав потребителей срок на устранение претензии

Трудности могут возникнуть на этапе ответа: если администрация откажет, узаконить постройку будет намного сложнее.

Вариант 2: судебное решение

Если администрация отказала, а постройка уже есть (или очень нужна), владелец может инициировать судебное разбирательство.

  • Заявитель является полноправным собственником и здания, и земли под ним, здание не находится в аресте, за ним не числится долгов.
  • Фактическая (или теоретическая) постройка соответствует нормам строительства, не несёт угрозы здоровью и жизни как самого владельца, так и окружающих.
  • Пристройка не занимает чужой площади: не находится на территории соседнего участка, не занимает муниципальную землю.

Если суд принимает решение в пользу заявителя, решение становится основанием для обращения в муниципалитет. Скорее всего, в процессе судебного разбирательства пристройка уже пройдёт экспертизу, и останется только зафиксировать её в ЕГРН – для этого обратиться в МФЦ.

Если суд встаёт на сторону ответчика и запрещает постройку, у собственника есть три пути: подать апелляцию; изменить постройку и подвести её под требования законодательства: сделать безопаснее, изменить форму и т.д.

После чего вновь подать заявление в администрацию;Снести незаконную постройку.

Типичные причины отказа суда:

  • Инициатором судебного процесса стал гражданин, не имеющий на это права. Сделать это может только собственник земельного участка и здания. Если собственников несколько, и дом им принадлежит долями, они должны подать коллективное заявление. Иначе суд расценит, что некоторые собственники будут не согласны с новой площадью в своей собственности (новым налогом и повышением коммунальных платежей).
  • Пристройка не относится к категории строений, нуждающихся в легализации.
  • Несоблюдение норм строительства, постройка несёт угрозу безопасности людей.
  • Пристройка оказалась больше, чем здание.
  • Пристройка не соответствует изначально заявленным параметрам.

Стоимость

Одна из причин, по которой владельцы не решаются начать строительство с обращения в администрацию – это попытка сэкономить. Между тем, легализация строения по факту может обойтись значительно дороже!

  • Стоимость составления технического плана, который потом нужно будет приложить к заявлению;
  • Пошлину за регистрацию в ЕГРН внесённых изменений.

Путь легализации постфактум через суд включает:

  • Госпошлину за судебный процесс. Её размер высчитывается как процент от стоимости готовой постройки. Чтобы подать в суд, на руках у заявителя должно быть заключение эксперта о цене пристройки.
  • Стоимость заключения о цене пристройки.
  • Оплату технической экспертизы, которая выдаст заключение о безопасности и пригодности жилья к эксплуатации.
  • Оплату юридических услуг, если вы решили прибегнуть к помощи юриста при обращении в суд.
  • Сопутствующие расходы, если суд потребует дополнительные экспертизы и документы.

В итоге, стоимость легализации не порадует. Вот почему лучше всё делать сразу по закону.

Заключение

Узаконить самовольную пристройку к дому возможно, но это достаточно трудоёмкая и финансово затратная процедура. Заранее трудно сказать, сколько денег уйдёт на легализацию пристройки, поэтому при решении создать действительно капитальное строение лучше сразу идти по законному пути. Уведомительный путь не так страшен, он дешевле и не отнимает много времени. Зато можно быть уверенным, что легальная пристройка не принесёт проблем с законом.

Как узаконить пристройку к частному дому в 2019 году: согласование нового плана дома

Как узаконить пристройку к частному дому в 2019 году: согласование нового плана дома

Многие думают, что в частном доме и на приусадебном участке владелец может делать все что угодно: пристраивать, сносить или перепланировать свое жилище на свое усмотрение, когда захочется. Но нужно сказать, что с законодательной точки зрения это не так и влечет за собой ряд штрафов. Для того чтобы осуществить все в рамках закона, нужно для начала получить разрешительный документ (разрешение на пристройку к частному дому) и только после этого осуществлять действия со своим недвижимым имуществом. Это позволит также избежать конфликтов и штрафных санкций со стороны контролирующих органов.

Что входит в определение пристройки

Если к существующему объекту пристроена комната или несколько помещений, что привело к увеличению его площади, то это называют реконструкцией и потребует соответствующих документов. Под это определение попадают не только дополнительные комнаты, но и балконы, веранды.

В случае, когда пристройка является отдельным объектом, который касается стеной здания или стоит впритык, то это новый строительный объект. Он будет считаться самостоятельным отдельным строением и документы нужно будет оформлять соответствующие.

Процесс узаконивания пристройки к частному дому

Запомните, что узаконить пристройку к частному дому в 2019 году можно быстрее, если поручить это профессиональной компании. Эта процедура потребует много времени и определенных знаний. Сотрудники частного БТИ смогут выполнить все правильно и быстро в рамках нормативных документов. Если не осуществить своевременное узаконивание, то такое помещение будет расценено как самостоятельное новое строение.

Как узаконить пристройку в 2019 году, которая уже возведена

Если строительные работы закончены и помещение эксплуатируется, есть отдельная процедура, которая дает возможность согласовать перепланировку дома. Для этого потребуется выполнить ряд шагов:

  • первым делом нужно провести осмотр строения на соответствие его техпаспорту;
  • проверка проекта проводится на втором этапе – это основной документ, по которому будет осуществляться перепланирование жилья;
  • проверка и составление отчетности о состоянии коммуникаций и их возможности обслуживать дополнительные пристроенные помещения;
  • регистрация в ГАСК, после чего строение будет считаться пригодным к использованию;
  • регистрация права собственности на объект.
Читайте так же:
Аттестация приборов учета воды закон

Чтобы узаконить самовольную пристройку, потребуется подготовить и подать в контролирующий орган определенный пакет документации. Это документ, удостоверяющий личность владельца, документ на право собственности и техдокументация на объект.

Важно помнить, что некоторые дома в городе имеют определенную историческую ценность, значит, нельзя вносить в них какие-либо конструктивные изменения – это незаконно. Чтобы ускорить процедуру, обращайтесь в БТИ, сотрудники которого помогут сделать все значительно быстрее и правильно с точки зрения закона.

Узаконить самострой можно только на земельном участке, который имеет соответствующее целевое назначение. Важно знать, что строительство разрешено только на той земле, на которую имеется право собственности. При поведении процедур, чтобы узаконить самострой, потребуется подавать в ГАСК вместе с другими документами акт или договор аренды на земельный участок, где возведено строение. Иначе принимать документы в работу запрещается.

Какие нужны документы легализовать пристройку

В законодательстве страны прописаны категории самостроев, которые разделены по году постройки. Для каждой из категорий потребуются разные документы, чтобы узаконить строительство:

  • Строения, возведенные до 05.08.1992 года. Такие объекты не требуют ввода в эксплуатацию, а регистрация собственности проводится на основании техпаспорта. Штрафные санкции при этом отсутствуют.
  • Здания, построенные в период с 05.08.1992 по 12.03.2011 года, требуют обязательного ввода в эксплуатацию. Можно выполнять это по упрощенной схеме на основании отчета о техсостоянии, технического паспорта и декларации о готовности объекта. Предусмотрен штраф в виде 170 грн.
  • Пристройки после 12.03.2011 года оформляются в общем порядке. Это потребует самого большого количества документации: проекта на объект, декларации о начале строительства и о готовности. Можно заменить проект и исходные данные на строительный паспорт, на основании которого и вводится здание в эксплуатацию. При оформлении самостроя предусмотрен штраф – 10200 грн.

Исходя из этого, можно сказать, сколько стоит узаконить пристройку к дому. Кроме того, каждый населенный пункт имеет определенные нюансы: культурные, исторические или географические. Чтобы их учесть, внедряются дополнительные процедуры: справки, копии документов и доверенности. Чтобы подготовить пакет полностью, стоит обратиться в ГАСК и уточнить полный его перечень.

Чтобы оформить документы на новую постройку, нужно следовать процедуре, прописанной в законодательных и нормативных актах. Это потребует такой последовательности действий:

  • изготавливается проект пристройки к частному дому;
  • проведение техинвентаризации объекта, что позволяет внести изменения в технический паспорт и иметь актуальный его вариант;
  • взять справку от инженера, что не была проведена реконструкция, что упростит процедуру оформления;
  • регистрация права собственности в Госреестре.

Обратите внимание на то, что перепланировка займет меньше времени, чем реконструкция объекта. Специалисты нашей компании помогут вам определить вид проводимых работ и осуществить процедуру легализации правильно в рамках законодательного поля.

Как узаконить пристройку к частному или многоквартирному дому быстро — пошаговая инструкция

Хотите узаконить незаконную пристройку к частному дому или таунхаусу? Рассказываем о том, куда для этого обращаться, что нужно и как узаконить пристройку быстро.

Являясь владельцами недвижимости, многие граждане в какой-то момент решают улучшить условия для проживания в доме, пристраивая балконы, террасы, летние кухни, новые комнаты и многое другое. Однако не все задумываются о том, что подобные строительные работы должны быть официально зарегистрированы.

Что такое пристройка

Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 (ред. от 04.09.2000) обозначает пристройку как часть здания, расположенную вне контура его капитальных наружных стен.

Она является вспомогательной по отношению к зданию и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену. Как правило, пристройки имеют внутреннее сообщение с основным зданием. К ним относят:

  • пристроенные кухни;
  • жилые пристройки;
  • сени;
  • тамбуры;
  • веранды и т.п.

Важно понимать, что Российское законодательство, а именно: п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что реконструкция объектов капитального строительства — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Таким образом, строительство пристройки является реконструкцией здания, по причине того, что она затрагивает несущие и/или ограждающие конструкции здания, к которому она пристраивается, увеличивая площадь и/или высоту дома.

Штраф за незаконные пристройки в 2020 году

Если Вы возвели пристройку самовольно без согласования с администрацией и без оповещения Росреестра об изменениях параметров дома, то данный факт будет считаться нарушением.

Подобное несоблюдение градостроительного и административного законодательства влечёт за собой определенные последствия.

Граждане, осуществившие незаконную пристройку к частному дому, несут административную ответственность. Владельцы недвижимости за так называемое самовольное строительство или реконструкцию, несут ответственность согласно ст.9.5 КоАП РФ, а также п.2.ст.222 ГК РФ, где установлено, что нарушение должно быть устранено путем сноса самовольной пристройки или возвращения объекта недвижимости к первоначальному состоянию. Виновные лица будут обязаны произвести эти работы за свой счёт.

Читайте так же:
Закон об ответственности оператора за оскорбление в сети интернет

Также в соответствии с Кодексом об административных правонарушений п.1. ст.9.5 КоАП РФ реконструкция жилого дома без получения разрешения органов власти влечет наложение штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей.

Как узаконить пристройку дома на собственной земле в 2020-2021 году

Как правило, в нашей практике мы встречаем три вида случаев, с которыми сталкиваются Граждане при строительстве пристроек к дому:

  1. Пристройка к дому только планируется.
  2. Пристройку уже возвели без разрешительной документации.
  3. Через суд.

Давайте подробнее разберём эти ситуации.

Как узаконить планируемую пристройку к частному дому в 2020-2021 году

Если Вы находитесь на этапе планирования возведения пристройки к дому и уже задумались о том, как официально её оформить это самое правильное решение.

Процесс регистрации пристройки будет зависеть от того, на каких землях расположен Ваш дом: ИЖС или СНТ.

Рассмотрим, чем отличаются этапы оформления в данных случаях.

Узаконивание пристройки к дому на землях СНТ

В случае если дом, к которому планируется делать пристройку, находится на землях садовых некоммерческих товариществ, то регистрация в 2020-2021 году можно провести в упрощенном порядке, без получения разрешения от местных органов власти. Данный вариант возможен на период действия «Дачной амнистии-2», которая действует до 1 марта 2021 года.

Итак, Вы обращаетесь к такому специалисту как кадастровый инженер, который проводит съёмку объекта и подготавливает технический план на реконструкцию дома. Далее остается только подать CD-диск в «МФЦ», подождать ответа Росреестра и больше никаких трудностей.

Следует отметить, что на время «Дачной амнистии-2», зарегистрировать в упрощенном порядке можно и уже возведенную пристройку.

Так, если Вы построили или планируете в ближайшее время возводить пристройку, то рекомендуется успеть зарегистрировать её до 1 марта 2021 года, чтобы в будущем не столкнуться с возникшими трудностями в виде получения разрешений у администрации и других моментов, усложняющих регистрацию пристройки.

Регистрация пристройки к дому на землях ИЖС

Узаконивание пристройки к дому на землях ИЖС происходит несколько труднее. В данном случае без уведомления и одобрения местных властей не обойтись, а именно:

  1. Вы должны оповестить администрацию о том, что собираетесь делать пристройку, получить от неё своего рода разрешение (Уведомление о соответствии). Срок рассмотрения Уведомления 7 дней.
  2. Следующий этап — кадастровый инженер проводит съемку объекта, изготавливает технический план на реконструкцию.
  3. Далее в администрацию сдаются на проверку Уведомление об окончании реконструкции и технический план.
  4. И только после получения ответа от администрации Вы имеете право подать технический план в «МФЦ» для отправки в Росреестр (некоторые администрации отправляют технический план в Росреестр самостоятельно. Этот момент необходимо уточнить непосредственно в местном органе власти).
  5. Как результат Вы получите Выписку из ЕГРН с обновленными данными о характеристике дома.

Важно, чтобы пристройка не нарушала градостроительные нормы и правила.

Узаконивание пристройки через суд

Случается, что администрация не даёт разрешение на регистрацию пристройки, но Вы, являясь собственником дома, не согласны с этим решением. В данном случае, возможно, попытаться решить эту проблему в судебном порядке.

Важным при обращении в судебные инстанции является:

  1. Обязательное наличие права собственности на дом с возведенной пристройкой.
  2. При строительстве были соблюдены все права и строительные нормы.
  3. Пристройка не нарушает права соседей.

В рассмотрении подобных дел, как правило, назначаются строительные экспертизы, которые оплачивает Истец. Экспертиза необходима для того, чтобы проверить соблюдение СНиПов РФ, градостроительных норм, техники безопасности, соответствию заявленным характеристиками и прочее.

Дом-невидимка

Известно, что далеко не все построенное в последние годы, будь то баня на частном участке или огромный торговый центр, имеет законное право на существование. По самым разным причинам люди не делают то, что положено. То есть сначала надо "построить" дом на бумаге и, лишь получив все согласования, начать рыть котлован и возводить стены. И не важно, вырос самострой по незнанию закона или сделано это совершенно сознательно. Но факт остается фактом — в последние годы отечественные суды рассматривают огромное количество дел, когда истцы просят суды о признании права собственности на их незаконное сооружение.

Так что на сегодня в стране накоплен немалый опыт рассмотрения подобных дел. Но как показывает анализ, проведенный Верховным судом, единой практики еще нет. И то, что разрешает один регион, в другом запрещают. Именно поэтому периодически Верховный суд собирает судебную практику по наиболее значимым для граждан "темам" и дает свои разъяснения.

Причем делает это не столько для истцов и ответчиков, сколько для своих коллег в региональных судах.

Но тем, кто может столкнуться с подобной правовой коллизией, будет интересно знать позицию по "незаконнорожденным" сооружениям Верховного суда страны.

Итак, главный вопрос: можно ли сначала построить, а потом узаконить построенное? Можно. Но делается это исключительно через решение суда. И с соблюдением неких четких правил и критериев.

А где судиться? Часто граждан с исками о самострое местные суды отправляют в арбитраж. Верховный суд заявил — это неправильно. Такой спор подведомственен судам общей юрисдикции. Даже то обстоятельство, что незаконно построено нежилое здание и оно теоретически может использоваться для предпринимательства, а также если самострой возвел индивидуальный предприниматель, ничего не меняет.

Читайте так же:
261 федеральный закон о энергосбережении о установке счетчиков

Верховный суд особо оговорил очень важный момент. Прежде чем принять такой иск к рассмотрению, судья должен поинтересоваться, есть ли в деле документы, показывающие, что хозяин самостроя пытался всеми возможными способами его узаконить. Например, писал чиновникам, обращался по инстанциям, просил разрешение на строительство. При этом не важно, отказали человеку или вообще не ответили. Важен факт попыток узаконить строение. В общем, из документов должно быть понятно, что гражданин сделал все, что мог, но не нашел взаимопонимания. Вот тогда это судебное дело. Если истец не заморачивался с разрешениями вообще, а прямиком отправился в суд, то иск не следует принимать.

Главная мысль, которую в анализе неоднократно подчеркивает Верховный суд, звучит так: отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

А вот еще важный тезис Верховного суда. Запрет на строительство незаконного сооружения суд может накладывать не только на ответчика, но и на строителей. Дело в том, что часто суды на местах по иску соседей самостройщика или чиновников запрещают возводить здание, а работы продолжаются. Получается следующая картина: ответчик все признал, но к строителям решение суда не относится, они вроде как ни при чем и просто работают на спорном объекте.

Другая важная поправка, пишет Верховный суд, состоит в следующем: после положительного решения для местных судов обязательным правилом должно стать указание всех данных на самовольную постройку. Чтобы здание можно было идентифицировать. Дело в том, что если суд велит узаконить сооружение, то решение суда — главный документ, по которому проведут госрегистрацию права. Так что суд обязан записать в решении имя хозяина, адрес здания, его назначение, площадь и есть ли в нем доли других людей.

Часто с исками в суд идут дольщики, которые вложили деньги в строительство незаконно возведенного многоквартирного дома. Приходят они в суды, когда дом достроили, а хозяин не может его задним числом узаконить. Тогда он предлагает людям идти в суд и просить признать за ними право собственности каждого на свою долю. Это очень распространенный способ у тех, кто незаконно возводит многоэтажки фактически на шести сотках. В подобных случаях, говорит Верховный суд, местные судьи в первую очередь обязаны проверить, были ли нарушены таким строительством нормы и законные интересы других людей. В качестве примера приведен некий иск, когда суд не проверил все. А именно, на чьей земле выросло здание, и отдал квартиру в нем дольщику. Оказалось, что участок находится в муниципальной собственности, а застройщик взял его в аренду на несколько лет под магазин из легких конструкций, а построил дом на сотни квартир. Хотя решение об изменении назначения земли не принималось.

Существует некое юридическое понятие — "приобретательная давность". Это когда гражданин годами чем-то бесхозным открыто владеет. Тогда по прошествии нескольких лет вещь по этой самой "приобретательной давности" становится его. По жилью эта норма составляет 15 лет. Так вот, Верховный суд подчеркнул: на самострой, возведенный на участке, который хозяин занимает незаконно, эта самая "давность" не распространяется. Пример — дело некой гражданки, которая почти 20 лет владела пристройкой, возведенной не на ее участке, а на соседнем, но государственном. Дама просила признать пристроенный дом ее собственным. Но ей отказали именно из-за того, что земля под домом женщине не принадлежит. Особо подчеркнул Верховный суд и такой момент. Когда речь идет о самострое, суд должен применять к нему градостроительные и строительные нормы, которые действовали на момент появления здания. А то часто суды применяют новые нормы к тем сооружениям, которые возвели задолго до их появления. И еще, если градостроительные и строительные нормы при возведении самостроя нарушены, его узаконить не выйдет. Кстати, незаконно построенный объект должен еще отвечать санитарному, экологическому и всем прочим нормам законодательства.

Вот еще интересный момент — не получится признать право собственности только на часть самовольной постройки. Так некая гражданка попросила в собственность гаражный бокс, тогда как весь гаражный комплекс оказался самостроем. Ей отказали.

И еще один крайне важный пункт, на который обратил внимание Верховный суд: суды на местах обязательно должны интересоваться категорией земли, на которой вырос незаконный объект. Одно дело, когда дом построил собственник земли или когда он залез на чужую территорию, на которой строить нельзя.

Верховный суд говорит, что есть ограничение, которое обойти нельзя. Часто гражданам дают землю и даже разрешают строить, но в тех же документах оговорен запрет на дополнительное строительство. Так, часто коммерсанты, которым разрешили построить кафе, магазин, отель или нечто подобное, решают "достроить" имеющееся здание. Либо возвести пристройки, либо добавить этажей. Узаконить такой самострой, при наличии запрета на дополнительное строительство, не получится никаким решением суда.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector