Law36.ru

Юридический журнал
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спецслужбам разрешили сбивать дроны

Спецслужбам разрешили сбивать дроны

Госдума расширила полномочия полиции, Росгвардии, ФСБ, СВР, ФСО и ФСИН

Полицейским разрешили сбивать беспилотные летательные аппараты над митингами и пикетами, а Росгвардии, СВР, ФСО, ФСИН и ФСБ — над своими объектами и в местах проведения операций. Соответствующий закон с целью защиты «критически важных и потенциально опасных объектов» приняла Госдума. Дроны можно сажать, подавляя радиосигнал. Однако в Росгвардии ранее просили разрешить применять для этого огнестрельное оружие, ссылаясь на дороговизну спецсредств. Эксперт пояснял, что закон нужен, чтобы обезопасить как граждан, так и дачи чиновников от общественников-расследователей.

Фото: Майя Жинкина, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Майя Жинкина, Коммерсантъ / купить фото

Поправки к ряду законов о деятельности спецслужб разработаны главой парламентского комитета по безопасности Василием Пискаревым, его замом Александром Хинштейном и еще 17 депутатами Госдумы. Согласно документу, полиции разрешается пресекать несанкционированные полеты беспилотников над митингами, пикетами и другими публичными мероприятиями. Росгвардии поправки разрешают сбивать дроны над «местами выполнения служебно-боевых задач», ФСБ — в местах проведения «оперативно-разыскных и антитеррористических мероприятий», СВР — над своими объектами. ФСО сможет сбивать коптеры в целях «защиты охраняемых объектов». Поправки были приняты Госдумой в двух чтениях, после чего список спецслужб пополнился еще и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН). Ее сотрудникам разрешили пресекать полеты квадрокоптеров над СИЗО, исправительными учреждениями и «прилегающими к ним территориями».

Господин Хинштейн ранее пояснял, что поправки нужны для защиты «критически важных и потенциально опасных объектов, объектов транспортной инфраструктуры», а также в местах проведения операций спецслужб. В пояснительной записке говорится, что в 2016–2017 годах дроны залетали в аэропорт Шереметьево и на территорию Пермского порохового завода, приближались к группе самолетов во время военного парада в Хабаровске, а в Тульской области летали в опасной близости от детской экскурсионной группы в местном музее-заповеднике. В Росгвардии отчитывались о 16 попытках пролета дронов «над важными государственными объектами» в 2018 году.

«Указанная бесконтрольная деятельность создает возможность нанесения ущерба интересам граждан»,— говорится в записке, где добавляется, что беспилотники могут нести взрывчатку и «распылять отравляющие вещества в местах массового пребывания людей». «Главная цель — решить правовые вопросы так, чтобы использование беспилотников стало максимально безопасным»,— пояснил Василий Пискарев 21 ноября в Госдуме.

По данным J’son & Partners Consulting, российский рынок беспилотных летательных аппаратов в 2017 году оценивался в 9,5 млрд руб. (мировой — в $7,8 млрд). По данным «М.Видео—Эльдорадо», в 2018 году было продано 160 тыс. дронов на 1,9 млрд руб., что превышает показатели 2017 года на 70% и 53% соответственно. В пояснительной записке к проекту дается прогноз, что в 2035 году в воздухе в РФ постоянно будет находиться 100 тыс. дронов.

Закон предлагает сбивать дроны, «подавляя или преобразуя» радиосигналы их управления. Господин Пискарев ранее пояснял, что в этом случае посаженный квадрокоптер может быть использован еще и в качестве вещественного доказательства. Подобные технические средства для спецслужб производят, например, структуры концерна «Калашников». В их арсенале есть напоминающее штурмовую винтовку устройство REX 1. При весе почти 5 кг оно может подавлять в радиусе 2 км спутниковую навигацию и частоты 2,4 ГГц и 5,8 ГГц (на них работают Wi-Fi-устройства), а также несет на борту лазер и стробоскоп.

Однако в тексте закона также допускается «повреждение и уничтожение» беспилотников. Причем в руководстве Росгвардии выступают за применение для этих целей штатного огнестрельного оружия своих сотрудников, ссылаясь на дороговизну спецсредств. Так, замглавы ведомства Олег Борукаев пояснял, что стоимость комплексов для борьбы с беспилотниками начинается от 150 тыс. руб. и доходит до 200 млн руб. Подобные траты, по словам генерал-полковника Борукаева, «разрушительны для всех федеральных органов исполнительной власти».

Как еще борются с беспилотниками

Отметим, для запуска коптера в России необходимо получить разрешение в Единой системе организации воздушного движения. Беспилотник весом от 250 г нужно ставить на учет в Росавиации. Полеты над Москвой запрещены. Согласовывать их нужно в столичном департаменте региональной безопасности. С июля 2019 года штраф за несанкционированный запуск беспилотника составляет 20–50 тыс. руб., а для юрлиц — 250–300 тыс. руб.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин ранее говорил “Ъ”, что поправки позволят сбивать как дроны общественников-расследователей вроде Алексея Навального, запущенные над дачами чиновников, так и коптеры «обычных граждан, решивших поднять их над крышей красивого дома в момент, когда внизу поедет высокий руководитель». «Поправки охватывают все — как безопасность граждан, так и безопасность чиновников»,— пояснял адвокат.

Закон о дронах в России 2022

ЦБ РФ: USD 73.74 />EUR 83.24 />

Минэкономразвития России подготовило проект постановления правительства РФ «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе». Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций является проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.

Читайте так же:
Новый закон о страховке автомобиля с 2022

Проект постановления разработан для установления экспериментального правового режима (ЭПР) в сфере цифровых инноваций в рамках Федерального закона
‎от 31 июля 2020 г. №258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». В пояснительной записке к проекту сказано, что целесообразность установления ЭПР обусловлена наличием ‎в законодательстве РФ положений, которые делают невозможным или существенно затрудняют внедрение указанной цифровой инновации. «В связи с наличием положений в отраслевом федеральном законодательстве, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровых инноваций, ‎был принят Федеральный закон от 2 июля 2021 г. №331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», предусматривающий правовые основания ‎для реализации конкретных ЭПР, в том числе в области эксплуатации БАС. Принятие данного постановления позволит апробировать рассматриваемую цифровую инновацию», — сказано в документе.

Срок действия экспериментального правового режима составляет три года. В программе ЭПР сказано, что оператор опытного района — АО «Почта России». По результатам экспериментального правового режима будут сформированы новые виды и формы экономической деятельности. Целями установления экспериментального правового режима также являются совершенствование общего регулирования, развитие науки и социальной сферы, привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в России.

По оценкам Минэкономразвития России, за три года действия ЭПР количество новых маршрутов авиаперевозок увеличится до 48, количество обслуживаемых населенных пунктов — до 64, количество подготовленных пилотов БАС — до 20. «Сейчас в программе ЭПР заявлено участие 13 компаний, которые смогут использовать беспилотники для грузоперевозок. Предполагается, что оператором опытного района будет «Почта России», которая займется координацией взаимодействия компаний — участников ЭПР. Это неудивительно, учитывая, что «Почта России» — российская государственная компания. Во многих отдаленных селениях нашей огромной страны почтовые пункты — фактически единственная возможность поддерживать офлайн-связь с государством», — сообщила пресс-служба Минэкономразвития России корреспонденту ComNews.

В «Почте России» корреспонденту ComNews рассказали, что сейчас проект беспилотной аэродоставки грузов находится на этапе тестовых полетов и подготовки беспилотных авиасистем (БАС) к условиям полетов в регионах. «По итогам испытаний совместно с разработчиками мы проводим аудит всей экспериментальной маршрутной сети, определяя перечень необходимых доработок БПЛА. Кроме того, мы находимся в активном диалоге с регуляторами, участникам беспилотной отрасли, производителями аппаратов, анализируем законодательную базу и актуализируем требования к БАС. Полноценные коммерческие полеты начнутся до конца 2022 г. Необходимое количество беспилотных аппаратов мы определим до конца этого года», — рассказала пресс-служба «Почты России».

По оценке компании, использование БАС увеличит среднюю скорость логистики на региональной маршрутной сети в два раза, позволит в перспективе увеличить объемы грузопотока более чем в 10 раз и при этом снизит стоимость логистических сервисов до 50%. Суммарный годовой грузооборот по всем маршрутам составит 903 тонны. «В этом проекте мы видим сочетание как социальных, так и коммерческих целей. Одна из наших ключевых задач — дать возможность жителям населенных пунктов в отдаленных и труднодоступных уголках России быстро получать как социально значимые грузы, например лекарства, так и посылки из интернет-магазинов. В то же время в качестве основного показателя эффективности этого проекта мы видим коммерческую обоснованность беспилотной аэродоставки грузов», — отметили в «Почте России».

Директор по работе с холдингом «Росатом» компании Softline Михаил Чередниченко считает инициативу о введении экспериментального правового режима по эксплуатации беспилотных авиационных систем своевременной.

«Учитывая стремительно развивающуюся индустрию беспилотной доставки грузов, мониторинга промышленных объектов, контроля за соблюдением правопорядка и т.д., потребность в изменении действующих в России организационно-правовых норм растет. В США правовое регулирование использования беспилотной авиации началось с 2009 г. Сформирован исполнительный комитет ExCom — межправительственный координационный центр для решения проблем и определения политики и направлений межведомственных усилий по интеграции беспилотной авиации в национальное воздушное пространство. В 2016 г. ФАА (Федеральная авиационная администрация) приняла регламент, разрешающий доставку малогабаритных грузов дронами, с определенными ограничениями на скорость, вес и время суток. В России сейчас действуют нормы, ограничивающие возможности по оперативному использованию БАС. В соответствии с ними полет беспилотника возможен только после подачи в госорган плана полета и получения соответствующего разрешения, — рассказывает Михаил Чередниченко. — При отсутствии разрешения и плана использования воздушного пространства нарушитель будет наказан штрафом или приостановлением деятельности до 90 дней. С другой стороны, отсутствуют технические регламенты, призванные контролировать безопасность беспилотных перелетов. Большинство дронов, используемых для доставки грузов, не имеют возможности совершать полет при плохой погоде. Сложные метеорологические условия, такие как снег, дождь, сильный ветер, являются однозначными препятствиями, способными вывести из строя этот беспилотный летательный аппарат, что может создать угрозу имуществу или здоровью человека».

Михаил Чередниченко говорит, что барьеры для входа в сегмент сейчас совсем не высокие, и чтобы не допустить хаоса, их нужно усилить разумными административными правилами и ограничениями.

«Разработка единой информационной системы по управлению и верификации планов полетов БАС действительно может помочь решить задачу по расширению сферы применения БАС в народно-хозяйственных целях. А внедрение стандартов на используемые технологии беспроводной связи и контроля – возможно, лицензирования — качества и характеристик БАС, в том числе в части систем управления, позволит обеспечить их безопасное использование. Важно отметить, что отечественный бизнес все ближе присматривается к беспилотникам. Две недели назад компания Wildberries анонсировала тестирование программы по доставке товаров с помощью беспилотников. «Почта России» уже несколько лет ведет работы в данном направлении. Компания «ДоДо Пицца» еще в 2014 г. доставила пиццу с помощью дрона. Одним из барьеров активного использования БАС в доставке является 54-Ф3, в котором прописано, что оплата товара, заказанного через интернет, доставляемого без предоплаты, возможна только с помощью кассы — что ограничивает возможности для использования БАС. Пользователи интернет-коммерции, в основной массе, предпочитают платить после получения заказанного товара», — рассказал Михаил Чередниченко.

Читайте так же:
Закон о приватизации 2022

Руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус отметил, что анализ работы одной компании позволяет изучить опыт, понять проблемы и выявить самые эффективные стратегии, которые могут быть в дальнейшем использованы для масштабирования на весь регион. «В процессе также становится ясно, с какими именно регуляторными барьерами сталкивается бизнес. Как только данные будут получены, начнется процесс корректировки законодательства, он занимает много времени и требует нескольких этапов проработки. Экспериментальный правовой режим как раз позволит решить такие проблемы. Эти системы — новое и перспективное направление для нашей страны. Поэтому создание песочниц — положительная и необходимая для страны инициатива», — уверен он.

Руководитель управления по транспорту фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров считает инициативу очень важной. Она сопоставима с той инициативой, которая реализуется по беспилотникам автомобильным. «Авиационная область в России сложно зарегулирована. Разрешены полеты ограниченному количеству дронов весом до 30 кг при определенных условиях. Плюс, подачи заявок очень непрозрачны. Нет электронной системы согласования с компетентными органами. В большинстве случаев это делается с помощью обычных писем. Поэтому существует много проблем с использованием коммерческих дронов, например, в качестве аэротакси или способа доставки грузов. Сейчас эти вещи еще не апробированы, под них нет нормативно-правовой базы. Также есть элемент технологического лидерства. Масштабирование таких технологий без их физического применения просто-напросто невозможно. Именно поэтому инициатива очень важная. Ее точно нужно внедрять и поддерживать. И в этой части правовой режим развязывает руки разработчикам и позволяет тестировать технологии в коммерческой плоскости. А достижения, которые будут сделаны в рамках экспериментального режима, можно будет масштабировать и работать в рамках общего законодательства. У всех компаний разный уровень технологического развития. Кто-то сейчас готов решать определенные задачи — условно, перевозить посылки по воздуху, — а кто-то не готов еще этим заниматься. Ждать, пока все дотянутся до одного уровня, просто невозможно. Для этого и нужна песочница. Надо признать, что законодательство по песочнице достаточно гибкое. Под это описание подходит не одна компания. Многие команды могут масштабироваться под эту песочницу», — прокомментировал Кирилл Жанайдаров.

Дире ктор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов рассказал, что экспериментальный правовой режим — так называемые песочницы уже несколько лет активно используются для апробации тех или иных инициатив органов исполнительной власти. «Формат оправдал себя: он дает реальную возможность на практике проверить предложение, прежде чем оно обретет форму закона, собрать необходимую фактуру и скорректировать инициативу с учетом реального применения, делая конечное решение максимально утилитарным. Например, в ближайшем будущем в режим автопилота будет переведен весь грузовой транспорт. Для эксперимента выбраны регионы с малой плотностью населения, в связи с чем риски и угрозы человеку минимальны. Потенциальную пользу сложно переоценить, так как накопленные данные и информация, полученная в результате обработки этих данных, позволят стране получить значительное конкурентное преимущество в отрасли беспилотных авиационных систем и надолго закрепить лидерство в данном направлении», — прокомментировал Сергей Иванов.

Директор представительства VIAVI Solutions в России и СНГ Денис Сладких думает, что, если появится реальный проект беспилотных авиаперевозок в обозримом будущем, это будет прекрасно. «Создание такого сервиса позволит обслуживать труднодоступные территории РФ, сократить количество авиакатастроф в малой авиации, которая их обслуживает в данный момент на устаревающей технике. Это поможет сохранить человеческие жизни. Режим песочницы позволит на практике протестировать недостаточные или, наоборот, избыточные требования в отношении новых услуг или бизнес-моделей, а также и в плане технической реализации беспилотных систем. Такой подход очень важен для цифровой экономики в целом. Это, несомненно, предпочтительнее, чем развитие инноваций в полностью нерегулируемой среде. Также необходимо установить определенные стандарты с требованиями к летной годности воздушных судов, выполнение которых как раз приведет к достижению приемлемого на данном этапе уровня технического развития безопасности полетов БАС. Проект должен учитывать требования не столько к летной подготовке, сколько к знанию и понимаю бортовых систем и летных регламентов, что приведет к усилению контроля техники и даст уверенность, что бортовые службы и системы работают безотказно. Нарушение регламентов обслуживания и несвоевременная диагностика могут привести к недоверию технического персонала к технике, с которой он работает», — рассказал Денис Сладких .

Читайте так же:
Как разделить счета по оплате в неприватизированной квартире по закону

В 2022 году протестируют доставку посылок «Почты России» беспилотниками

Фото: Андрей Огородник / ТАСС

Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), разрабатывает коммерческий проект по доставке почтовых отправлений с помощью беспилотных систем. Его тестирование будет осуществлено в ближайшие три года в Свердловской области с участием «Почты России», следует из имеющейся в распоряжении РБК презентации проекта. Ее подлинность подтвердил представитель пресс-службы «Национальной технологической инициативы» (НТИ, долгосрочная госпрограмма, направленная на создание условий для лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики). По его словам, рабочая группа НТИ поддержала инициативу.

Представитель УЗГА рассказал РБК, что цель проекта — строительство инфраструктуры для гражданской отрасли беспилотной авиации, наподобие сети региональных аэродромов. В июне 2020 года начнется первый, научно-исследовательский, этап проекта, он продлится полтора года. Непосредственно пилотирование почтовых беспилотников пройдет в течение 2022 года. При этом сами дроны уже проходят летные испытания. Это беспилотники самолетного типа, которые будут адаптированы как для почтовых перевозок, так и для мониторинга местности с помощью фото- и видеоаппаратуры. Максимальная грузоподъемность составит 20 кг, дальность полета — 1200 км, максимальная скорость — 150 км/ч, продолжительность полета сможет достигать восьми часов.

Для взлета и посадки дронов будут использоваться региональные аэродромы. На первом этапе шесть беспилотников будут перемещать посылки между уральскими логистическими центрами на аэродромах Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Серова (УЗГА планирует участвовать в восстановлении последнего). Для них будет разработана схема регулярных перелетов: в 10:00 и 14:00 почтовые дроны будут вылетать в соседний пункт назначения. Таким образом одновременно в небе будут находиться четыре дрона, контролируемых с трех станций управления, рассказал РБК представитель УЗГА. В ходе тестов будут отработаны взаимодействие беспилотных средств между собой, аварийные сценарии перелета и т.п., пояснил он, отметив, что беспилотники будут оснащены спасательной парашютной системой.

Представитель УЗГА также рассказал, что планируется использовать «аппараты вертикального взлета и посадки», которые можно будет применять в населенных пунктах, не имеющих собственной взлетно-посадочной полосы, но способных приземлиться на вертолетную площадку удаленного населенного пункта, где его может встретить и разгрузить сотрудник почты.

Участники

УЗГА — один из крупнейших авиаремонтных заводов России. По данным СПАРК, в 2016 году его крупным акционером с долей 48,6% была структура «Ростеха» Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). По данным Росстата, сейчас 74,9% УЗГА принадлежит НК Банку, а ОДК нет среди совладельцев. Завод в том числе занимается разработкой военных беспилотных летательных средств. Как сообщали «Ведомости», ранее УЗГА получил два контракта на производство 84 военных беспилотников и 28 станций управления на сумму около 30 млрд руб. Представитель УЗГА пояснил, что в Свердловской области они будут использовать не военные дроны, а новые, специально разработанные беспилотники.

Согласно презентации завода, он ведет переговоры об участии в проекте с «Почтой России» и Страховым домом ВСК. ВСК предложила сотрудничество в развитии сервисов страхования для владельцев беспилотников, отправителей грузов и других участников проекта, а также помощь в «обеспечении безопасности и урегулирования происшествий» при эксплуатации дронов.

Представитель УЗГА сообщил, что есть предварительное одобрение проекта от «Почты России» и ВСК по вопросу совместного участия в пилоте. «Также ведутся переговоры с лидерами логистического бизнеса и крупными потребителями услуг беспилотников», — сказал собеседник РБК.

Впрочем, представитель «Почты России» не дал определенного ответа на вопрос, намерена ли организация участвовать в пилотном проекте, отметив, что «встреча с УЗГА носила ознакомительный характер» и что «компания наблюдает за развитием рынка беспилотных летательных аппаратов и следит за законодательными изменениями в сфере их применения». РБК направил запрос в ВСК.

Инвестиции

По оценкам разработчиков проекта, его общая стоимость составляет 750 млн руб. На этапе научно-исследовательских работ УЗГА претендует на 69% участия бюджетных средств и 31% собственных, пояснил представитель завода. Для проведения пилотного проекта он планирует привлечь венчурное финансирование совместного предприятия УЗГА и Российской венчурной компании с вкладом в уставный капитал в пропорциях 51 и 49% соответственно.

Представитель НТИ не пояснил, что должно произойти, чтобы УЗГА получил бюджетное финансирование на реализацию первого этапа проекта.

Перспективы

После тестирования в Свердловской области проект планируют расширить на северные территории Уральского федерального округа, Сибири и Дальнего Востока. В перспективе ближайшего десятилетия организация намерена использовать в этой системе «более серьезные аппараты».

Инициаторы проекта подчеркнули, что видят развитие рынка гражданской беспилотной авиации при одновременном возрождении сети местных аэродромов, которые в прошлом обслуживали малую авиацию. «В первую очередь проект реализуется для снабжения удаленных населенных пунктов и объектов промышленного хозяйства, не имеющих развитой дорожной инфраструктуры», — рассказал представитель УЗГА.

Проект планируется реализовать в рамках одной из «дорожных карт» НТИ — AeroNet (беспилотные летательные аппараты). Объем мирового рынка беспилотных авиационных систем, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более $200 млрд в текущих ценах, говорится на сайте НТИ. Доля России на этом рынке может составить более $35–40 млрд.

В октябре 2019 года на заседании межведомственной рабочей группы под руководством тогда еще помощника президента Андрея Белоусова и вице-премьера Максима Акимова был утвержден проект организации воздушного движения для дронов (RUTM), который предполагает создание специальной инфраструктуры для управления дронами: для них будут выделять воздушные коридоры в автоматическом режиме, беспилотники смогут связываться друг с другом без диспетчеров и т.д. Исполнителем проекта стало АО «Аэронавигационные спутниковые технологии и разработки в авиации» (АСТРА). Эта же компания выступает соисполнителем проекта почтовых беспилотников от УЗГА. Как пояснил гендиректор АСТРА Михаил Каневский, для того чтобы состоялись полеты дронов УЗГА в коммерческих целях, потребуется обеспечить совместные полеты беспилотников и пилотируемых летательных аппаратов в общевоздушном пространстве.

Читайте так же:
Как узаконить давний реконструкцию от старых хозяев

«Мы прежде всего займемся сертификацией летательных аппаратов и систем, которые будут использоваться в этом проекте. Она будет проводиться на нашем полигоне беспилотных авиационных систем в рамках проекта RUTM. Вторая задача — вместе с УЗГА будем разрабатывать станции управления беспилотниками», — пояснил Каневский.

Кто еще

Среди наиболее известных зарубежных проектов по доставке грузов беспилотниками — использование медицинских дронов американской компании Zipline в Гане и Руанде для доставки лекарств и крови в удаленные медпункты.

Доставку грузов с помощью беспилотников тестировали и крупные участники рынка: с 2013 года — Amazon в Великобритании и США, с 2016-го — Google (в США), с 2019 года — DHL в Китае. Но в масштабные коммерческие сервисы эти пилоты так и не трансформировались.

Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (БВС, БПЛА, беспилотники, дроны)

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе и беспилотными воздушными судами (далее – БВС), установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее – ФАП-138).

Полёты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски БВС, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

Для выполнения полётов БВС ФАП-138 установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства, независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полёт.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства предусматривает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД) представленного плана полёта воздушного судна (БВС), а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты БВС.

Представления на установление временного и местного режимов подаются пользователями воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171 .

При необходимости использования воздушного пространства БВС над населенным пунктом пользователю воздушного пространства (гражданину — владельцу БВС) в соответствии с пунктом 49 ФАП-138 дополнительно необходимо получить разрешение органа местного самоуправления такого населенного пункта.

Направление представленного плана полёта воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства (гражданином — владельцем БВС) в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее — Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полётов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу). Кроме того, контактная информация, необходимая для направления плана полёта воздушного судна (БВС), размещена наинформационно-телекоммуникационных ресурсах в сети «Интернет»www.ivprf.ru и http://gkovd.ru/servisy/

Приказами Минтранса России от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.

Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче разрешений на использование воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет по адресам: http://www.favt.ru/dejatelnost-organizacija-ispolzovanija-vozdushnogo-prostranstva-informacija/?id=4355 и http://www.favt.ru/dejatelnost-organizacija-ispolzovanija-vozdushnogo-prostranstva-informacija/?id=4354

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства (граждане — владельцы БВС) обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны. Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по выдаче таких разрешений опубликованы на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети Интернет.

В соответствии с разделом VI «Общие правила выполнения авиационных работ» Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128 , проведение фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна, в том числе и БВС, относится к авиационным работам. Физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным Федеральным авиационным правилам «Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации», утвержденным приказом Минтранса России от 23.12.2009 № 249 .

Согласно пункту 40 ФАП-138, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полётов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Читайте так же:
Закон о шантаже и вымогательстве

Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, должно знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации в сфере использования воздушного пространства.

За нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена соответствующая ответственность физических (юридических) лиц.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Оперативные органы ЕС ОрВДАдрес электронной почтыТелефон/ФАКС
Московский зональный центр ЕС ОрВДnsmzc@atcm.ru(495) 436-75-58
(495) 436-20-91 — факс
Ростовский зональный центр ЕС ОрВДdcpk@yug.gkovd.ru(863) 272-37-98
(863) 272-38-08 — факс
Санкт-Петербургский зональный центр ЕС ОрВДspbzc@sz.gkovd.ru(812) 305-17-97 – тел/факс
Самарский зональный центр ЕС ОрВД zc_esorvd@cv.gkovd.ru(846) 279-18-26
(846) 279-18-41
(846) 279-18-47 – факс
(846) 279-18-54 — факс
Екатеринбургский зональный центр ЕС ОрВДzc@ur.gkovd.ru(343) 205-80-69
(343) 205-80-70
(343) 205-80-68 — факс
Новосибирский зональный центр ЕС ОрВДnzc@zsa.ru(383) 319-00-09 – тел/факс
(383) 216-95-61 — резерв
Иркутский региональный центр ЕС ОрВДpvd@vs.gkovd.ru(3952) 52-29-19
(3952) 56-38-11
(3952) 29-21 — факс
Хабаровский зональный центр ЕС ОрВДsppi@dv.gkovd.ru(4212) 418-618
(4212) 415-359 (резерв)
(4212) 709-461 — факс

Полёты над Москвой

Согласно пункту 49 ФАП-138 полёты БВС над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Для выполнения полётов над Москвой разрешение должно быть получено от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 09.07.2014 № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой».

Направление представленного плана полёта воздушного судна в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее — Табель сообщений). Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полётов в центры ЕС ОрВД по телефону (факсу).

Организацию использования воздушного пространства и выдачу разрешения на использование воздушного пространства в Московской зоне ЕС ОрВД, в том числе в Московском узловом диспетчерском районе осуществляет Московский зональный центр ЕС ОрВД. Пользователю необходимо направить план полёта БВС в Московский зональный центр ЕС ОрВД и получить разрешение на использование воздушного пространства. Контактная информация, необходимая для направленияплана полёта, размещена на интернет-ресурсе (www.ivprf.ru или http://gkovd.ru/servisy/).

Пользователь должен подать представление на установление местного режима за трое суток до выполнения полётов. Представление подается на бумажном носителе, включая факсимильное сообщение (телефон/факс ЗЦ ЕС ОрВД:+7(495)436-75-78/ +7(495)436-20-91) или по электронной почте ( nsmzc@atcm.ru), рекомендуется последующее уточнение через 15 минут по тел. ЗЦ ЕС ОрВД.

В представлении указывается достоверная и полная информация о планируемой деятельности по использованию воздушного пространства в соответствии с Инструкцией по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Минтранса России от 27.06.2011 № 171.

После получения подтверждения органа ЕС ОрВД об установлении местного режима и включения поданного установленным порядком плана полёта БВС в суточный план зонального и районного центров ЕС ОрВД, а также разрешения на использование воздушного пространства, пользователю необходимо уведомить органы ЕС ОрВД не позднее:

пяти минут после запланированного начала деятельности: о фактическом времени начала деятельности; о задержке, переносе или отмене деятельности;

десяти минут после окончания деятельности: об окончании деятельности; о перерывах в полётах более чем на час.

Приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2016 № 47 «Об установлении зон ограничения полётов» и № 48 «Об установлении запретных зон», в воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе над Москвой и Московской областью, установлены запретные зоны и зоны ограничения полётов.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на ниже указанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Оперативные органы ЕС ОрВДАдрес электронной почтыТелефон/ФАКС
Московский зональный центр ЕС ОрВДnsmzc@atcm.ru(495) 436-75-58
(495) 436-20-91 — факс
Ростовский зональный центр ЕС ОрВДdcpk@yug.gkovd.ru(863) 272-37-98
(863) 272-38-08 — факс
Санкт-Петербургский зональный центр ЕС ОрВДspbzc@sz.gkovd.ru(812) 305-17-97 – тел/факс
Самарский зональный центр ЕС ОрВД zc_esorvd@cv.gkovd.ru(846) 279-18-26
(846) 279-18-41
(846) 279-18-47 – факс
(846) 279-18-54 — факс
Екатеринбургский зональный центр ЕС ОрВДzc@ur.gkovd.ru(343) 205-80-69
(343) 205-80-70
(343) 205-80-68 — факс
Новосибирский зональный центр ЕС ОрВДnzc@zsa.ru(383) 319-00-09 – тел/факс
(383) 216-95-61 — резерв
Иркутский региональный центр ЕС ОрВДpvd@vs.gkovd.ru(3952) 52-29-19
(3952) 56-38-11
(3952) 2921 — факс
Хабаровский зональный центр ЕС ОрВДsppi@dv.gkovd.ru(4212) 418-618
(4212) 415-359 (резерв)
(4212) 709-461 — факс

© 2010 – Декабрь 2021 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector