Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Глава 4. НАБЛЮДАТЕЛИ, ИНОСТРАННЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ)

Глава 4. НАБЛЮДАТЕЛИ, ИНОСТРАННЫЕ (МЕЖДУНАРОДНЫЕ)

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов.

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, указанной в части 1 настоящей статьи. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона, а в иную избирательную комиссию — в период с начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей.

5. Политическая партия, указанная в части 1 настоящей статьи, может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за голосованием, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений;

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Статья 31. Иностранные (международные) наблюдатели

1. Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном федеральным законом, и при наличии приглашения, указанного в части 3 настоящей статьи, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

2. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

3. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии приглашения, полученного от любого органа или лица, указанных в части 3 настоящей статьи, а также документа, удостоверяющего личность иностранного (международного) наблюдателя). Удостоверение дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период, указанный в части 5 настоящей статьи.

Читайте так же:
Устав гаражного кооператива 2022 с учетом российского законодательства

5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

6. Избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.

7. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

8. Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями.

9. Иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации.

10. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.

Статья 32. Представители средств массовой информации

Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, вправе:

1) присутствовать на заседаниях избирательных комиссий;

2) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно;

3) получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных в пункте 2 настоящей статьи протоколов и приложенных к ним документов;

4) присутствовать на предвыборных агитационных мероприятиях, освещать их проведение;

5) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Выборы депутатов Госдумы восьмого созыва состоялись

Предварительные итоги трехдневного голосования на федеральных и региональных выборах объявил в понедельник Центризбирком. На момент написания этого материала были обработаны данные 99,78% протоколов участковых избирательных комиссий. "Что могу сказать? Выборы состоялись. Явка — еще не до конца подведены итоги — 51,68%. Это больше, чем в прошлую кампанию", — сказала глава ЦИК Элла Памфилова. Напомним, что в 2016 году явка была 47,88%.

Среди особенностей этой избирательной кампании она выделила "расширение политического разнообразия". "Можно предположить, что проходят не четыре, с какого-то девяностого года, парламентские партии, а пять парламентских партий", — сказала глава комиссии. Она добавила, что в нижней палате также будут представители трех непарламентских объединений.

По данным ЦИК, лидером гонки стала "Единая Россия". По партийным спискам она набрала 49,85% голосов. В округах результат еще выше — 88%, что означает 198 мандатов. Свои места в нижней палате сохранили многие из действующих депутатов-"единороссов". Так, нынешний спикер ГД Вячеслав Володин одержал уверенную победу в своем округе в Саратовской области. Вице-спикер Ирина Яровая — на Камчатке, а другой зампред ГД — Петр Толстой — в Москве. Глава фракции "ЕР" Сергей Неверов победил в одномандатном округе в Смоленской области. На победу сыграли и новички списка одномандатников от "ЕР", например, телеведущие Тимофей Баженов и Евгений Попов в Москве и певец Денис Майданов в Подмосковье.

По словам Памфиловой, "Единая Россия" получает конституционное большинство в Госдуме, то есть не менее 300 мандатов, но общее количество ее депутатов в Госдуме несколько сократится. Напомним, что сейчас фракция "ЕР" насчитывает 334 депутата.

КПРФ, по предварительным итогам, занимает уверенное второе место. По партийным спискам она набрала 18,95% и выиграла 9 одномандатных округов. Так, в округах победили Михаил Щапов (Иркутская область), Олег Смолин и Андрей Алехин (Омская область).

"Справедливая Россия — За правду" по спискам набирает 7,45% голосов и выигрывает 8 одномандатных округов. Свои места, в частности, сохранили Галина Хованская в Москве, Елена Драпеко в Санкт-Петербурге и Валерий Гартунг в Челябинской области.

ЛДПР финишировала с результатом 7,5%, а в одномандатных округах у нее показатели скромные — 2 мандата, они достались сенатору Сергею Леонову в Смоленской области и Алексею Диденко в Томске.

Последние три созыва Госдума состояла из этих четырех фракций. Теперь она становится пятипартийной. Компанию старожилам составит фракция "Новые люди", ее первый поход за думскими мандатами оказался успешным — партия, по предварительным данным, набирает 5,33% и получает право на вхождение в состав нижней палаты парламента. Эта политическая сила, по словам ее председателя — бизнесмена Алексея Нечаева, намерена занять нишу защитников интересов предпринимателей. Среди предвыборных тезисов партии — введение новой экономической модели с опорой на малый и средний бизнес, инновационное развитие, снижение административного, силового и налогового давления на бизнесменов.

Читайте так же:
Обжаловать судебный приказ мирового судьи вступившего в законную силу

Свой единственный мандат сохранила партия "Родина" — ее по-прежнему будет представлять председатель Алексей Журавлев, он подтвердил свои полномочия в одномандатном округе в Тамбовской области. Лидер "Гражданской платформы" Рифат Шайхутдинов переизбрался в своем округе в Башкирии.

В Госдуму возвращается депутат от Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева. В шестом созыве нижней палаты она представляла "Справедливую Россию", теперь — Партию Роста. Пять мандатов в новой Думе достанутся самовыдвиженцам. Среди них — действующий депутат Владислав Резник (переизбрался от Адыгеи), координатор отрядов "Лиза Алерт" Олег Леонов, а также публицист и телеведущий Анатолий Вассерман (оба — Москва). Остальные партии не получили мандатов в Госдуме ни по спискам, ни по округам.

В 39 субъектах Федерации состоялись выборы депутатов законодательных собраний. Во всех регионах, по предварительным данным, лидирует "Единая Россия". Самый высокий результат у нее в Чеченской Республике — 89,2%, убедительная победа одержана в Ингушетии — 82,15%. С небольшим отрывом "единороссы" лидируют в Омской области 31,29%, второй идет КПРФ — 23,73%. Один из самых скромных результатов партия показала в Кировской области — 27,26%, второй в регионе финишировала "Справедливая Россия — За правду" — 19,68%.

Нарушений значительно меньше

В целом голосование прошло спокойно, реакция на нарушения была оперативной. Несколько глав участковых комиссий потеряли свои посты еще в процессе выборов. Причины — вбросы, небрежное хранение бюллетеней и прочее.

Подводя предварительные итоги голосования в информационном центре ЦИК, Элла Памфилова подчеркнула, что в России на выборах невозможно скрыть ни одно нарушение, это гарантирует прозрачная система. "Значительно меньше, гораздо меньше, чем когда бы то ни было, — заявила она о нарушениях, — но каждое из них моментально выходило на поверхность".

Памфилова сообщила, что более 25 тысяч избирательных бюллетеней в 35 регионах признаны недействительными. По ее оценке, в масштабах страны это "мизерный, ничтожный результат".

В итоге проверок результаты голосования были отменены на трех избирательных участках в Крыму, Калмыкии и Санкт-Петербурге. Это, сказала председатель ЦИК, связано с нарушениями процедуры голосования. В дальнейшем возможно выявление и других нарушений, проверять жалобы будут тщательно, указала она коллегам в регионах.

Со стороны — виднее

На прошедших выборах работали около 250 международных наблюдателей из 55 стран. Из-за пандемии коронавируса численность миссий пришлось сократить, тем не менее прибывшие в Россию представители иностранных государств и международных организаций отмечали, что им были созданы все условия для работы, как в столице, так и в регионах. Члены зарубежных миссий отметили высокий уровень организации голосования и низкое количество нарушений.

"Миссия наблюдателей СНГ приходит к выводу о том, что выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва проведены в соответствии с действующим в стране избирательным законодательством, соответствовали принципам проведения демократических выборов, были открытыми и конкурентными, обеспечили свободное волеизъявление граждан РФ", — заявил в информационном центре ЦИК глава миссии наблюдателей от СНГ Ильхом Нематов. Он также отметил, что "трехдневное голосование оправдано географическим масштабом России и эпидемиологической ситуацией". "Это, на наш взгляд, обеспечивает нормальную явку. Это оказало позитивное влияние на явку избирателей", — добавил Нематов.

"Выборы состоялись на открытой конкурентной основе, с активным участием представителей гражданского общества, — заявил представитель миссии наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Тынчтык Шайназаров. — Не поступало жалоб и замечаний по освещению выборов". По мнению наблюдателей от ШОС, прошедшие выборы соответствовали российскому законодательству и взятым на себя Москвой международным обязательствам. Никаких нарушений, которые могли бы поставить под сомнение итоги голосования, миссия не зафиксировала, добавил он.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Наблюдатели от Азербайджана и Узбекистана поделились своими впечатлениями на встрече в Совете Федерации. По словам депутата Милли Меджлиса Азербайджана Низами Сафарова, выборы прошли успешно. "То, что мы наблюдали, — это целый ряд избирательных участков в Московской области, целый ряд избирательных участков в Москве, везде, где мы побывали, выборы проводились в точном соответствии с требованиями закона РФ о выборах депутатов Государственной Думы. Однозначно могу заявить, что никаких нарушений, никаких отступлений от требований российского законодательства зафиксировано не было", — заявил он. Наблюдатель от Узбекистана, член Сената республики Борий Алиханов отметил, что он и его коллеги "никаких нарушений, таких явных нарушений, не наблюдали".

Некоторые иностранные парламентарии проявили смелость и отправились на выборы в российский Крым. Увиденным остались довольны. "Избирательный процесс полностью прозрачен, эффективен и отсутствуют какие-либо препятствия для волеизъявления граждан", — заявил журналистам в Симферополе депутат Национального собрания Франции Жером Ламбер. При этом он подчеркнул, что уровень дезинформации о выборах в России на Западе сохраняется на высоком уровне, "что не может не вызывать удивления и беспокойства". По его словам, можно критиковать те или иные политические процессы, но не допустимо рассказывать небылицы, чем грешат даже серьезные французские издания.

Голоса по "золотому" стандарту

Общественная палата РФ перед выборами провела обучение более чем 250 тысяч наблюдателей, в том числе — от партий. Для них был разработан "золотой" стандарт, своеобразный чек-лист, по которому наблюдатель проверяет соблюдение всех избирательных процедур.

"В ходе проверки наши наблюдатели по всей стране сообщили о 865 случаях несоответствия "золотому" стандарту". По результатам обработки сообщений 192 (сигнала) подтвердились", — рассказала секретарь ОП РФ Лидия Михеева на брифинге в ситуационном центре палаты. Еще 116 сообщений, по ее словам, находятся в работе.

Читайте так же:
Продление вида на жительство в России 2022 новый закон

В этом году для наблюдателей от общественных палат было разработано специальное мобильное приложение, где они также могли отмечать отклонения от "золотого" стандарта. Этой опцией воспользовались 2235 человек, сообщений о нарушениях было немного. "Все нарушения оперативно исправлялись", — заявила Михеева.

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

А вот "фабрики фейков" проявили завидную активность. Киберволонтеры ОП РФ за три дня голосования выявили примерно 14 тысяч недостоверных сообщений о выборах, сообщил первый зампред координационного совета ОП по общественному контролю за голосованием Александр Малькевич. "В последний день голосования, 19 сентября, было зафиксировано около 4 тыс. ложных, вводящих в заблуждение сообщений о выборах депутатов Госдумы, их число в общей сложности за три дня голосования составило порядка 14 тысяч", — сказал он ТАСС.

По словам эксперта, самым богатым на фейки днем оказалась пятница, когда киберволонтеры выявили 7 тысяч фейков. Представитель ОП напомнил, что с начала года и до первого дня голосования было выявлено 5 тысяч фейков о выборах, таким образом, их число за весь год превысило 19 тысяч. Такое количество фейков не повлияло на явку избирателей, подчеркнул он.

Самое большое количество фейков распространялось в мессенджере Telegram и сервисе для создания и просмотра коротких видео TikTok. По оценке Малькевича, было "огромное" количество фейков про якобы имевшие место вбросы в Санкт-Петербурге.

Глава ЦИК Элла Памфилова обратилась к коллегам в регионах с призывом не спешить с подведением окончательных итогов голосования. "Хотелось бы, чтобы вы на своем уровне, если будут поступать жалобы, конкретные официальные, прежде чем вы не рассмотрите все их, гласно, открыто, в присутствии заявителей, официальные итоги не подводите, мы даем вам время. Не торопитесь. К пятнице, когда мы намечаем официально подведение итогов, у вас более чем достаточно времени сделать то, что вы должны сделать. Это наша репутация, это залог чистоты выборов", — сказала Элла Памфилова.

Победители оценили свои успехи и перспективы

Еще до объявления предварительных итогов в Центризбиркоме партии высказали первые оценки полученных результатов.

По словам секретаря Генсовета "Единой России" Андрея Турчака, по спискам партия должна получить 120 мандатов. Кроме того, кандидаты от партии побеждают в 198 одномандатных округах. То есть "Единая Россия" сформирует конституционное большинство в Госдуме.

"Голосование проходило в конкурентной борьбе, честной, по итогам которой "Единая Россия" одержала чистую и убедительную победу", — подчеркнул Турчак на брифинге. Фактором успеха партии на выборах стала народная программа, в основе которой — Послание президента. "Партия наполнила их конкретными, народными предложениями, собранными с земли. Все, о чем мы говорили в ходе избирательной кампании, все, что зафиксировано в нашей народной программе, будет выполнено", — подчеркнул Турчак. По его оценкам, состав фракции партии в Госдуме восьмого созыва обновится более чем наполовину.

В руководстве КПРФ в целом довольны итогом кампании. "Компартия России вместе с народно-патриотическими силами весьма успешно выступила на этих выборах", — заявил председатель КПРФ Геннадий Зюганов. Он особо отметил высокие проценты партии на Дальнем Востоке и в Сибири. "Ветер свободы, ветер возрождения страны сегодня дует с востока", — полагает лидер российских коммунистов. При этом он высказал ряд критических замечаний в адрес системы электронного голосования в столице и предложил создать парламентскую комиссию для разбора нарушений на выборах. "Заповедниками тотальной фальсификации" он назвал несколько регионов (Еврейскую АО, Тыву, Алтай, Омскую, Томскую, Брянскую области, Дагестан), а также ряд подмосковных городов, включая Королев.

Лидер "Справедливой России — За правду" Сергей Миронов назвал результаты думских выборов позитивными. "Наша партия в четвертый раз подряд становится парламентской, результаты Единого дня голосования в этом году для нашей партии позитивные. По общему количеству мандатов с учетом одномандатников мы уверенно в парламенте займем третье место, по количеству мандатов и по количеству депутатов у нас будет третья фракция", — заявил он.

А в ЛДПР уже задумались о разделе портфелей. Лидер партии Владимир Жириновский заявил, что намерен вновь возглавить фракцию. "А как вы думаете, кто? Кто восемь раз привел партию сюда (в Думу. — Прим. "РГ")? Мы же не можем поручить это человеку, который ни разу этого не делал", — заявил он на пресс-конференции​​​. По словам политика, в ЛДПР также хотели бы сохранить руководство в пяти комитетах нижней палаты, в их числе — комитет по международным делам.

Советник лидера партии "Новые люди" Алексея Нечаева, бывший мэр Якутска Сардана Авксентьева, когда только стало понятно, что партия преодолевает пятипроцентный барьер, заявила журналистам, что этот успех отражает запрос избирателей на перемены и актуальность партийной программы. "На наших глазах меняется политический рельеф и, самое главное, сознание людей. Когда люди готовы голосовать за молодую партию, это говорит о том, что действительно есть огромный запрос на перемены", — сказала она. "Мы абсолютно отвечаем запросам, требованиям и чаяниям людей, это совершенно иные стандарты общения, поэтому вы сейчас наблюдаете новую политику, новые стандарты и правила взаимодействия власти и граждан", — подчеркнула экс-мэр Якутска.

Читайте так же:
Закон о том что не выдают копию чека

Закон р ф о выборах наблюдатели

Статья 33. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

5. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 80.1 настоящего Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней — из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

Читайте так же:
Допустимый уровень шума в децибелах в квартире днем закон

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

Наблюдатели от МПА СНГ: Нарушений на выборах в ГД зафиксировано не было

На выборах в Госдуму нарушений и отступлений от требований российского законодательства зафиксировано не было. Об этом заявил представитель Национального собрания Азербайджанской Республики Низами Сафаров на встрече миссии наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ с сенаторами в Совете Федерации. Он поздравил присутствующих с успешным проведением выборов.

«То, что мы наблюдали, целый ряд избирательных участков Московской области, в Москве — везде, где мы побывали, выборы проводились в точном соответствии с требованиями закона РФ о выборах», — отметил Сафаров.

Однозначно могу заявить, что никаких нарушений, отступлений от российского законодательства зафиксировано не было. Интересно была организована система видеонаблюдения за выборами. Широкомасштабное внедрение IT-технологий в избирательный процесс позволяет делать однозначный вывод о полной транспарентности и прозрачности проведения выборов в Государственную Думу

Низами Сафаров, член миссии наблюдателей от Национального собрания Азербайджанской Республики

Он рассказал, что в Московской области из 4 092 избирательных участков почти 4 000 были оснащены системой видеонаблюдения, аналогичная картина была и в Москве.

«То, что мы увидели, особенно в аспекте внедрения информационных технологий, действительно впечатляет, и с этим можно поздравить наших коллег», — подчеркнул Сафаров. Он отметил, что наблюдателям от различных политических партий, общественных организаций было обеспечено равное участие в осуществлении наблюдения за выборами.

«Очень много положительного опыта, который может быть использован многими странами. Тот опыт применения информационно-коммуникационных технологий, который мы видели, действительно является передовым», — сказал Сафаров, добавив, что важным компонентом была и защита от кибератак и несанкционированного доступа. «То, что удалось провести выборы на таком уровне, — это выдающаяся заслуга тех, кто обеспечивал безопасность функционирования этих систем», — подытожил Сафаров.

В свою очередь, наблюдатели из Узбекистана отметили, что их особо впечатлили штабы общественных наблюдателей. Они также подчеркнули, что никаких явных нарушений на выборах не наблюдалось.

Депутат Сената парламента Республики Казахстан Ольга Булавкина дала высокую оценку организации выборного процесса. По ее словам, члены избирательных комиссий отрабатывали на все 100%. Она также отметила, что трехдневное участие в выборах позволило большему количеству граждан проголосовать.

Вице-спикер СФ Константин Косачев подчеркнул, что выборы состоялись, и «ожиданиям российских избирателей они совершенно точно соответствовали, и дали возможность для волеизъявления в полном объеме».

«Отрадно, что совпали наши ощущения от происходящего с вашими. Нам действительно ваше мнение важно, — обратился сенатор к наблюдателям. — Мы действительно гордимся тем, как нам в этом году удалось провести выборы: без серьезных сбоев и внутренних конфликтов».

Глава Комитета СФ по международным делам Григорий Карасин также подчеркнул важность присутствия наблюдателей. «Мнение друзей — это мнение собранного вместе достоинства всех наших государств. В конечном итоге мы сами будем определять, как двигаться дальше, в соответствии с международными критериями и в соответствии с теми критериями, которые мы сами утвердили в 2002 году в Конвенции по демократическим, открытым выборам», — подчеркнул сенатор.

Напомним, что накануне, выступая в ЦИК, Константин Косачев рассказал, что только по линии Совета Федерации в Россию приехали 14 делегаций международных наблюдателей. По словам сенатора, в верхней палате прошло около десяти международных встреч. «Но ни одного случая, который бы вызвал обеспокоенность наших наблюдателей, мы не услышали. Нас это радует, значит, наша политическая система устойчива и находится в состоянии прогресса развития от одного избирательного цикла к другому», — подчеркнул сенатор.

Ранее Косачев выступил с предложением в среду, 22 сентября, на первом в осеннюю сессию пленарном заседании Совета Федерации обсудить работу международных наблюдателей на выборах-2021, а также заслушать итоговый доклад об их работе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector