Law36.ru

Юридический журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России – Часто задаваемые вопросы

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России – Часто задаваемые вопросы

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Существует ли специальное законодательство, регулирующее минимальны размер оплаты труда в России?Когда было последнее изменение размера прожиточного минимума?
Существует один или несколько минимальных размеров оплаты труда в России?Какое процентное соотношение МРОТ к текущему размеру прожиточного минимума?
На каких уровнях определяется МРОТ в России?Какова доля людей, получающих МРОТ на национальном рынке труда?
Каким образом рассчитывается минимальный размер оплаты труда в России?Кем осуществляется контроль над соблюдением законодательства о минимальном размере оплаты труда?
Привязан ли МРОТ к фиксированному количеству рабочих часов?Какие юридические санкции могут применяться при не соблюдении законодательства о МРОТ?
Участвуют ли совместно с правительственными органами, представители нанимателей и/или профсоюзов в обсуждении минимального размера оплаты труда?Часто ли применяются санкции?
Кем принимается решение о повышении (изменении) минимального размера оплаты труда?Принимают ли участие представители нанимателей и/или профсоюзов в процедуре контроля на соответствие законодательству?
Каковы основные критерии определения минимального размера оплаты труда в России?К кому или в какую инстанцию человек может обратиться с жалобой, в случае, если он думает, что зарабатывает меньше минимального размера оплаты труда?
Какова черта бедности (размер прожиточного минимума)?

Несколько, на федеральном и региональном уровнях

В соответствии с Федеральным законом от 1.12.2014 № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2015 МРОТ федеральный составляет 5 965 российских рублей.

В соответствии со ст.133 ТК РФ МРОТ устанавливается на федеральном и региональном уровнях.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) рассчитывается на месячной основе и не может быть ниже прожиточного минимума для работающего населения. Согласно ст. 129 ТК РФ в минимальный размер оплаты труда не включаются: доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. Согласно ст.134 ТК РФ заработная плата индексируется с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.

Да. МРОТ рассчитывается за полностью отработанную месячную норму рабочего времени и при условии выполнения нормы труда (трудовые обязанности). Согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

На федеральном уровне — нет. Согласно федеральному закону от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» размер МРОТ устанавливается правительством. На региональном уровне — да. В соответствии со ст.133 ТК РФ региональный МРОТ устанавливается представителями органов государственной власти, профсоюзов и работодателей путем заключения трехстороннего соглашения.

На федеральном уровне решение о повышении (изменении) МРОТ принимается правительством. На региональном уровне — представителями органов государственной власти, профсоюзов и работодателей путем заключения трехстороннего соглашения.

В соответствии с рекомендацией МОТ №135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» при определении уровня МРОТ применяются следующие критерии:

а) потребности трудящихся и их семей;

б) общий уровень заработной платы в стране;

в) стоимость жизни и изменения в ней;

г) пособия по социальному обеспечению;

д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;

е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

Черта абсолютной бедности в России определяется прожиточным минимумом.Размер прожиточного минимума за первый квартал 2015 года составил 9662.

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2015 года №545, величина прожиточного минимума за 1 квартал 2015 года составила 9662 RUB.

Процентное соотношение МРОТ к размеру прожиточного минимума в 2015 составляет 61,7%.

В России не ведется такой статистики. По данным Росстата , в 2014 году ниже черты бедности проживает 11,2% жителей, или 16,2 миллиона человек. По сравнению с 2013 годом этот показатель вырос на 600 тысяч человек.

Читайте так же:
Как не платить ипотеку законно и начать спокойно жить

В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы:

  • федеральной инспекции труда,
  • федеральной налоговой инспекции,
  • фонда социального страхования,
  • прокуратуры

Согласно ст. 5.27 Кодекса административных правонарушений РФ, нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы может повлечь административную ответственность:

  • для руководителя организации — штраф от 1 000 до 5 000 RUB;
  • для индивидуального предпринимателя — штраф от 1 000 до 5 000 RUB;
  • для организации — штраф от 30 000 до 50 000 RUB.

При этом наложение штрафа на организацию не освобождает от ответственности должностное лицо и наоборот. Если наниматель повторно будет уличен в несоблюдении законодательства об оплате труда, его подвергают дисквалификации на срок от года до трех лет.

Точной статистики касательно применения санкций за несоблюдение законодательства о минимальной заработной плате нет. По данным Доклада Генерального прокурора РФ Чайки Ю.Я. от 27.04.11, в сфере оплаты труда прокурорами РФ пресечено более 800 тысяч нарушений. По их требованиям к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 51 тысячи правонарушителей, которые не считались с трудовым законодательством, при этом дисквалифицировано 832 руководителя предприятий и организаций.

Нет, поскольку МРОТ на федеральном уровне регулируется и устанавливается правительством. Профсоюзы могут осуществлять общественный контроль над выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде и об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда.

Если работнику платят меньше МРОТ, он может обратиться с жалобой в действующий на предприятии профсоюз или в федеральную инспекцию по труду и занятости. Как вариант, можно обратится за разъяснениями к руководству предприятия, бухгалтеру (желательно письменно). Согласно ст.62 ТК РФ, работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (справку о заработной плате). Копия справки о заработной плате должна быть заверена надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Если работодатель отказывается предоставить работнику данную информацию, необходимо обратится в суд. Скачать образец искового заявления о взыскании недоплаченной зарплаты.

Минимальный размер оплаты труда в России

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — устанавливаемый законодательно или на основе специальных (коллективных) соглашений минимум оплаты труда наёмного работника, который является для всех работодателей (предпринимателей) нижней границей оплаты его труда – выплаты в меньших размерах считаются нелегальными и преследуются по закону [1] .

МРОТ в России — одна из основных социальных гарантий, предоставляемых государством населению, которая выполняет одновременно экономическую и социальную функции, способствуя стабилизации уровня жизни. К МРОТу привязаны базовых сумм исчисления стипендий, пособий и др. социальных выплат, налогов, сборов, штрафов и т.п. [1]

Размер МРОТа в России установлен в соответствующем федеральном законе (ст. 1) и постоянно увеличивается — с 1 января 2021 года МРОТ в России составляет 12 792 рублей[1]. В мае 2018 года МРОТ впервые достиг размера прожиточного минимума[2][3][4].

В декабре 2017 года Конституционный Суд постановил, что в состав МРОТ не входят компенсационные и стимулирующие выплаты, а надбавки за работу в особых климатических условиях должны начисляться к фактической заработной плате[5][6][7].

Величина МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения — в 2020 году принята поправка в Конституцию (статья 75), закрепляющая это положение в Основном законе.

1 января 2021 года вступил в силу закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ, гласящий, что МРОТ равняется 42 % от медианной заработной платы за предыдущий год. [8]

Содержание

Величина МРОТ

Виды МРОТ

В России есть три вида минимальной зарплаты (МРОТ): «расчётный», для штрафов и сборов, «федеральный», для больничных и пособий, и «региональный», для определения размера минимальной оплаты труда.

«Расчётный» МРОТ

На основе «расчётного» МРОТ начисляют налоги, сборы, штрафы и прочие платежи, размер которых поставлен законодательством в зависимость от МРОТ. Так, например, при регистрации нового «ООО» учредители должны внести в уставной капитал не менее 100 МРОТ.

Размер «расчётного» МРОТ был в 2001 году приравнен к 100 рублям и к настоящему моменту (апрель 2015) не изменился.

Установлен — ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ.

«Федеральный» МРОТ

«Федеральный» МРОТ применяется для расчёта выплат по больничным, беременности, родам и тому подобным социальным вопросам. Размер «федерального» МРОТ в 2019 году составляет в России 12 130 рублей.

Читайте так же:
Предоставление отгулов за праздничные дни выпавший на законный выходной

Установлен — ст. 1 Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

«Региональный» МРОТ

«Региональный» МРОТ — это реальная минимальная зарплата, ниже которой работодатель не имеет права платить работнику (Статья 133.1 Трудового кодекса РФ). Для разных регионов сумма минимальной оплаты труда разная. Так, например, в Санкт-Петербурге региональный МРОТ на 2019 год установлен в размере 18000 рублей.[9] Большинство регионов оставило федеральную планку. Самый большой региональный МРОТ в Москве — 19351 рублей.

Контролирующие органы весьма строго следят за выплатами сотрудникам: попытка заплатить сотруднику меньше минимальной зарплаты (в целях ухода от налогов, например) зачастую влечёт за собой реальный уголовный срок по статье 145.1 УК РФ. [2]

На бюджетников «региональный» МРОТ не распространяется, минимальную зарплату для бюджетников определяют по «федеральному» МРОТ.

Плюсы высокой и низкой минимальной зарплаты

На первый взгляд, чем выше МРОТ, тем лучше. Однако опыт стран Запада показывает, что завышенный МРОТ влечёт за собой серьёзное усугубление проблемы безработицы.

Некоторые безработные, которые могли бы работать и получать зарплату, получают отказ от работодателя: так как для получения даже минимальной зарплаты их навыки слишком слабы, а платить им, скажем, половину минимальной зарплаты работодатель не имеет права.

Из-за этого в странах Запада, где высокий уровень минимальной оплаты труда, образуется огромный социальный слой вечных безработных, которые никому не нужны, и которые, будучи выключенными из общественной жизни, стремительно деградируют.

Верно и обратное: когда работодатель из-за финансовых проблем вынужден сокращать фонд оплаты труда, он имеет права понижать сотрудникам зарплату только до установленного законом минимума. Поэтому завышенная минимальная зарплата вынуждает работодателей на Западе прибегать к увольнениям тогда, когда можно было бы обойтись временным понижением зарплаты.

Эти проблемы побуждают некоторых отчаявшихся безработных уходить в тень и работать нелегально, без оформления документов. Разумеется, более защищёнными они от этого не становятся.

В России идеология МРОТ иная: минимальная зарплата служит не для того, чтобы запретить нанимать сотрудников за маленькие деньги, а для того, чтобы затруднить уход от налогов и выплату серой зарплаты «в конвертах». До установления регионального МРОТ многие бизнесмены имели привычку платить сотрудникам «в белую» зарплаты по 500 рублей: чтобы сотрудники были оформлены по трудовой книжке, но чтобы налогов на них надо было при этом платить самый минимум. Сейчас такие бизнесмены вынуждены выплачивать по-белому значительно большую часть зарплаты.

Отчасти именно благодаря низкому уровню МРОТ безработица в России очень низка, значительно ниже, чем в Европе и в США. Вместе с тем, у российской схемы тоже есть недостатки: так, например, если бы МРОТ в России был выше, многие сотрудники бюджетных учреждений имели бы большую зарплату.

Варианты обхода МРОТ

Законодатель позволяет уклоняться от выплаты регионального МРОТа при условии соблюдения определённой процедуры. Соблюсти её непросто, так как надо уложиться в короткий срок. Тем не менее некоторые крупные организации — такие как «Почта России», например, в некоторых регионах могут себе это позволить.

Есть и другие способы уклонения от выплаты МРОТ: например, неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Умелый юрист также может правильно оформить заключение гражданско-правовых договоров вместо трудовых.

Уклонение не всегда происходит с целью уменьшения налогового бремени и обогащения предпринимателя. Чаще это необходимо для сохранения рабочих мест и бизнеса. Иными словами, для выживания бизнеса в тех сегментах рынка, в которых рентабельность не позволяет выплачивать сотрудникам нормальные зарплаты.

Ответственность за нарушение законодательства о МРОТ

В лёгких случаях нарушающие предприниматели привлекаются по статье 5.27 КоАП РФ: штраф от 1 до 70 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трёх лет. Наказание относительно лёгкое, служит скорее для предупреждения.

В более запущенных случаях идёт уже уголовная ответственность по статье 145.1 УК РФ, до пяти лет лишения свободы.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Внести в Федеральный закон от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2000, N 22, ст. 2264; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; 2011, N 49, ст. 7041; 2012, N 50, ст. 6956; 2018, N 1, ст. 5; N 31, ст. 4861; 2019, N 14, ст. 1462) следующие изменения:

Читайте так же:
Что делать если закончился срок действия патента на изобретения ростат

а) абзац второй признать утратившим силу;

б) абзац третий изложить в следующей редакции:

«прожиточный минимум — минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина;»;

в) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

«медианный среднедушевой доход — величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по Российской Федерации имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина — выше данной величины и которая ежегодно исчисляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;»;

г) абзацы четвертый — шестой считать соответственно абзацами пятым — седьмым;

2) абзац третий пункта 2 статьи 2 после слов «социальной помощи» дополнить словами «и предоставления мер социальной поддержки»;

3) статью 3 признать утратившей силу;

4) статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

1. Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.

Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.

Указанное в абзаце втором настоящего пункта соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленной на текущий год.

Исчисление медианного среднедушевого дохода осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

2. Величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации на очередной год, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на тот же год одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации устанавливается в размере 109 процентов, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации — в размере 86 процентов, величины прожиточного минимума для детей в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации — в размере 97 процентов.

3. Величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом Российской Федерации с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.

На 2021 — 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах Российской Федерации, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

На 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации.

Читайте так же:
Закон по хранению охотничьего оружия дома требования

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте Российской Федерации в соответствии с абзацами вторым и четвертым настоящего пункта, используется в том числе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах Российской Федерации.»;

5) пункт 2 статьи 6 после слов «устанавливаются в соответствии с» дополнить словами «законодательством Российской Федерации и»;

6) в статье 7 слово «ежеквартальному» заменить словом «ежегодному».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6417; 2012, N 53, ст. 7583; 2014, N 11, ст. 1098; N 30, ст. 4217; 2015, N 48, ст. 6724; 2016, N 52, ст. 7502, 7503; 2017, N 27, ст. 3951; 2018, N 1, ст. 4; N 41, ст. 6190; N 53, ст. 8462; 2019, N 14, ст. 1462; N 40, ст. 5488; N 49, ст. 6971) следующие изменения:

1) в абзаце седьмом статьи 1 слова «пунктом 4» заменить словами «пунктом 3»;

2) в статье 12 1 :

а) в части 1 слова «пунктом 4» заменить словами «пунктом 3»;

б) в части 4 слова «пунктом 4» заменить словами «пунктом 3»;

в) в части 5 слова «пунктом 4» заменить словами «пунктом 3»;

г) в части 8 слова «пунктами 3 и 4» заменить словами «пунктами 2 и 3»;

д) в части 8 1 слова «пунктом 4» заменить словами «пунктом 3»;

е) дополнить частью 8 5 следующего содержания:

«8 5 . В период с 1-го числа месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, до месяца проведения индексации (корректировки) размеров указанных денежных выплат следующего года пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в текущем году индексации (корректировки), но не менее денежных сумм, выплаченных пенсионеру в прошлом году.».

Статья 3

Статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2729; 2002, N 18, ст. 1722; 2003, N 40, ст. 3818; 2005, N 1, ст. 24; 2007, N 17, ст. 1930; 2008, N 26, ст. 3010; 2011, N 23, ст. 3246; 2012, N 50, ст. 6955; 2013, N 49, ст. 6337; 2014, N 49, ст. 6917; 2015, N 51, ст. 7247; 2016, N 23, ст. 3288; N 52, ст. 7509; 2018, N 1, ст. 5; N 11, ст. 1576; N 53, ст. 8407; 2019, N 52, ст. 7781) изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.

Проект федерального закона об установлении минимального размера оплаты труда на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 процентов.

Соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на текущий год.

Исчисление медианной заработной платы осуществляется на основании методики, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.».

Статья 4

Внести в статью 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 2; 2019, N 31, ст. 4464) следующие изменения:

1) в части 2 слова «пунктом 2» заменить словами «пунктом 3», слова «за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты» исключить;

Читайте так же:
Можно ли вернуть духи обратно в магазин по закону 2022

2) в части 5 слова «пунктом 2» заменить словами «пунктом 3», слова «за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты» исключить.

Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением статьи 4 настоящего Федерального закона.

2. Статья 4 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2022 года.

3. Установить, что расчет и утверждение величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Утвержден МРОТ на 2021 год и новые правила расчета прожиточного минимума

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ, который изменяет правила расчета прожиточного минимума. Текст документа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Новые нормы устанавливают, что расчет прожиточного минимума осуществляется, исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествующий год, а не на основе потребительской корзины, как до настоящего времени.

Медианный среднедушевой доход — это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины — ниже. Соответственно при таком подходе прожиточный минимум зависит от уровня доходов большинства граждан и повышается по мере того, как растут доходы населения страны.

С 2021 года устанавливается соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по России и величины медианного среднедушевого дохода в размере 44,2%, что составляет 11 653 рубля в абсолютном выражении. По сравнению с прогнозной величиной прожиточного минимума в целом по РФ за 2020 год рост составит 3,7%. При этом прожиточный минимум будет устанавливаться не ежеквартально, а ежегодно.

Величины прожиточного минимума трудоспособного населения, пенсионеров и детей в целом по РФ Правительство РФ будет определять в процентах от среднего прожиточного минимума на душу населения. В частности, прожиточный минимум трудоспособного населения составит 109% от величины среднего прожиточного минимума, прожиточный минимум пенсионеров — 86%, прожиточный минимум детей — 97%.

В субъектах РФ прожиточный минимум на душу населения будет устанавливаться исходя из общероссийского показателя, умноженного на региональный коэффициент. Эти коэффициенты также будет утверждать Правительство РФ.

Также закон устанавливает, что минимальный размер оплаты труда определяется по уровню медианной заработной платы.

Согласно новым нормам, соотношение МРОТ и медианной зарплаты в 2021 году составит 42%. Величина МРОТ, рассчитанная по новой методике и закрепленная законом, в 2021 году составит 12 792 рубля. В сравнении с действующим минимальным размером оплаты труда (12 130 рублей) этот показатель вырастет на 5,5%.

Одновременно закон устанавливает, что соотношения прожиточного минимума и медианного дохода (44,2%), а также соотношения МРОТ и медианной зарплаты (42%), должны пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет.

Новые нормы вступят в силу с 1 января 2021 года.

Прожиточный минимум служит для установления величины МРОТ, в целях формирования федерального и региональных бюджетов, оценки уровня жизни населения, определения размеров стипендий, пособий, доплат к пенсиям и других социальных выплат. Кроме того, прожиточный минимум определяется в целях установления социальных выплат малоимущим семьям. В свою очередь МРОТ устанавливается в том числе в целях защиты прав работников от произвольного уменьшения заработной платы.

МРОТ – это гарантированный зарплатный минимум, на который вправе рассчитывать абсолютно все работники, независимо от того, какую квалификацию они имеют и какую работу выполняют. По закону зарплата сотрудника, который полностью отработал положенную норму рабочего времени, не может быть ниже МРОТ.

Выплата зарплаты ниже МРОТ возможна при выполнении сотрудником работы в условиях неполного рабочего дня, при выполнении работы по совместительству, а также при выполнении работы по гражданско-правовому договору. Если сотрудник работает неполное рабочее время или совмещает должности, зарплата ему начисляется пропорционально отработанному времени. В других случаях выплата сотрудникам зарплаты ниже МРОТ влечет наложение штрафа в размере от 1 000 до 5 000 рублей – для ИП, и от 30 000 до 50 000 рублей – для организаций.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector